У человека нет никакого «рептильного мозга»: новое исследование развеяло старое заблуждение и расставило все точки над i

Новое исследование показало, что концепция «мозга ящерицы» у млекопитающих может быть одним огромным заблуждением.
Will Brown/Flickr, CC BY 2.0

Основываясь на исследовании мозга бородатых агам (Pogona vitticeps), ученые показали, что мозг млекопитающих и рептилий развился отдельно от общего предка. Это еще один гвоздь в крышку гроба теории так называемого «триединого мозга».

Что такое рептильный мозг

Идея «рептильного мозга» впервые возникла и стала популярной в 1960-х и 1970-х годах на основе сравнительных анатомических исследований. Нейробиолог Пол Маклин заметил, что части мозга млекопитающих очень похожи на части мозга рептилий. Это привело его к выводу, что мозг развивался поэтапно после того, как жизнь переместилась на сушу.

Сначала, согласно модели Маклина, появился рептильный мозг, определяемый как базальные ганглии. Затем появилась лимбическая система — гиппокамп, миндалевидное тело и гипоталамус. Наконец, неокортекс возник у приматов.

Как работает рептильный мозг

В модели триединого мозга каждый из этих отделов отвечает за разные функции; более базальные части мозга, например, предположительно были больше связаны с первичными реакциями — такими как основные инстинкты выживания.

Однако нейробиологи осуждали эту модель на протяжении десятилетий. Мозг просто не работает так, отдельными секциями, каждая из которых играет отдельную роль. Области мозга, какими бы анатомически разными они ни были, тесно взаимосвязаны, представляют собой паутину гудящих нейронных сетей. А с появлением новых методов мы можем начать лучше понимать, как развивался мозг.

Первый обладатель рептильного мозга

В новом исследовании группа исследователей из Института исследований мозга им. Макса Планка обратилась к реальному мозгу ящериц для исследования, опубликовав свои выводы в статье, которую вели аспиранты нейробиологии Дэвид Хейн и Татьяна Гальего-Флорес. Сравнивая молекулярные характеристики нейронов у современных ящериц и мышей, исследователи надеялись раскрыть историю эволюции, записанную в мозгу рептилий и млекопитающих.

«Нейроны — это самые разнообразные типы клеток в организме. Их эволюционное разнообразие отражает изменения в процессах развития, которые их производят, и может вызывать изменения в нейронных цепях, к которым они принадлежат», — заявил нейробиолог Жиль Лоран из Института исследований мозга Макса Планка.

Эпоха около 320 миллионов лет назад была очень важным временем для эволюции позвоночных и их мозга. Именно тогда первые четвероногие животные (тетраподы) вышли из воды на сушу и начали диверсифицироваться в родительские семейства, которые, в конечном счете, произвели птиц и рептилий, с одной стороны, и млекопитающих, с другой.

Предполагаемая схема трехчастного мозга
Wiki

За что отвечает рептильный мозг

Как часть триединого мозга, рептильный мозг имеет свои функции.

Инстинкты и страхи

Эти вещи присущи и животным: об этом знают все. Если забить кошку в угол, она выпустит когти — это известный факт. Когда волчица рождает волчат, она не подпускает к ним никого — у неё есть материнский инстинкт.
Какими бы развитыми и цивилизованными мы себя ни считали, мы тоже можем испытывать страхи и чувствовать в себе пробуждение инстинктов. Наше главное отличие от животных в том, что мы часто (но не всегда) можем подавлять в себе то, что вызывает рептильный мозг.

У человека, как и у животного, есть «стадное чувство»: за него тоже отвечает рептильный мозг

Жизненно важные функции

Речь идёт о том, что позволяет нам поддерживать жизненно необходимые процессы в организме. Например, то, как мы дышим. То, как течёт по венам и артериям наша кровь. Или даже погружение в сон — всё это регулируется нервной системой, то есть рептильным мозгом.

Поведенческие реакции

Это стереотипы, в прямом смысле позволяющие нам продолжать существовать. Речь идёт об инстинкте самосохранения и половом влечении. Человек, как и животные, стремится к размножению, к продолжению рода. Это заложено также в рептильном мозге.

Принцип реакции «Бей, беги, замри»

Наверняка многие слышали эту фразу: «бей, беги, замри». Она лаконично отражает поведение живого существа на стрессовую ситуацию. В том числе и человеческую реакцию на происходящее.

«Бей»

Мы уже упомянули кошку, загнанную в угол. Когда на человека давят морально, он может ударить. Не физически, конечно (хотя...), а морально. Для того, чтобы не были выше те, кто приносит негатив, нужно самому стать выше них — в таком случае человек действует радикально и порой отчаянно. Иногда он «бьёт» не туда, куда нужно: он может вымещать зло на людях, никак не причастных к проблеме. Рептильный мозг в этот момент не очень-то думает, что будет, если обидеть близкого человека просто так.

«Беги»

Словосочетание «убегать от проблем», пожалуй, стало устойчивым. Эта частотная реакция на стресс, когда человек игнорирует сложившуюся ситуацию и избегает всего, что может прямо или косвенно заставить его решить проблему. Часто эта реакция проявляется у неуверенных в себе людей, а также в тех ситуациях, когда трудность кажется непреодолимой.

«Замри»

Это весьма парадоксальный случай, когда человек, вместо того, чтобы доставать из ножен меч и сражаться с чудищем или быстро убегать от него, просто встаёт как вкопанный. Это похоже на шок, когда человека будто парализует, и он не делает ничего, что могло бы повлиять на ситуацию. Например, вспомните оленей, увидевших на автотрассе свет фар. Именно так, согласно теории, ведёт себя и человеческий рептильный мозг.

Рептильная система мозга отвечает за реакцию человека, например, испуг
freepik

Из чего состоит трехчастный мозг

В мозге есть структуры, установленные во время эмбрионального развития всех четвероногих: общая предковая архитектура в подкорковых областях. Но поскольку традиционных анатомических сравнений областей развития может быть недостаточно для полной детализации всех различий и сходств между мозгом рептилий и млекопитающих, исследователи выбрали другой подход.

Они секвенировали РНК — молекулу-мессенджер, используемую в качестве матрицы для формирования белков — в отдельных клетках мозга бородатых агам, чтобы определить транскриптомы — полный спектр молекул РНК в клетке — и, таким образом, создать атлас клеточного типа. мозга ящерицы. Затем этот атлас сравнили с существующими наборами данных о мозге мышей.

Учёные: триединого мозга у человека нет...

Оказалось, что, существовал основной набор типов нейронов с похожими транскриптомами, общими как для млекопитающих, так и для рептилий, несмотря на то, что они развивались отдельно на протяжении более 320 миллионов лет.

Но эти нейроны не ограничены определенной «рептильной» областью мозга. Анализ показал, что в большинстве областей мозга есть смесь наследственных и новых типов нейронов, что ставит под сомнение представление о том, что некоторые области мозга являются более древними, чем другие.

На самом деле исследователи обнаружили, что нейроны таламуса можно разделить на две группы в зависимости от их связи с другими областями мозга. И эти связанные области совершенно различны у млекопитающих и рептилий.

Команда обнаружила, что транскриптомы расходятся таким образом, чтобы соответствовать соединительным областям, предполагая, что транскриптомная идентичность нейрона — полное генетическое считывание того, какие белки ему могут понадобиться — подтверждается или отражает его связность.

«Поскольку у нас нет мозга древних позвоночных, реконструкция эволюции мозга за последние полмиллиарда лет потребует соединения воедино очень сложных молекулярных, связанных с развитием, анатомических и функциональных данных», — отмечает Лоран.

Что такое рептильный мозг на самом деле?

Не просто так было упомянуто, что человек отличается от животного тем, что его «разумная половина» может контролировать «животную». Правда, это не всегда работает. Например, когда человек теряет самообладание в шокирующей ситуации, он ведёт себя прямо-таки как зверь.

Однако не всегда то, как поступает человек, — решение рептильного мозга. Например, сексуальное насилие, агрессию и подобные типы асоциального поведения оправдывать тем, что этого захотела «животная половина», не допускается. На то мы и люди, чтобы мы были разумными и умели держать себя в руках. Для этого нужно правильно анализировать ситуацию, по возможности обсудить её с другими людьми и прийти к выверенному решению.

Эта ящерица не испытывает удовольствие от солнца: казалось бы, причём тут рептильный мозг?

Психология рептильного мозга

Представьте себе ящерицу, выползшую на камень погреться. Вы считаете, что она чувствует себя так же, как чувствовали бы себя вы, оказавшись на тёплом пляже? Вовсе нет. Когда это хладнокровное животное выползает на нагретый камень, оно здорово рискует своей жизнью: повсюду хищники, способные в любой момент поймать ящерицу. Эта рептилия испытывает не удовольствие от солнышка, а желание выжить и сильный стресс. Вот, оказывается, какой он — рептильный мозг!