Землетрясения на Новой Земле: ученые поделились подробностями экспедиции

Русское географическое общество (РГО), Министерство обороны РФ и Северный флот провели совместную научно-исследовательскую работу в районах Крайнего Севера в рамках историко-культурного проекта «Главный фасад России. История, события, люди».
Землетрясения на Новой Земле: ученые поделились подробностями экспедиции

В 2018 году исследования проходили на Новой Земле, в 2019 году – на островах Земли Франца-Иосифа, спустя год специалисты изучали Северную Землю, Таймыр, Новосибирские острова и остров Врангеля. В 2021 году военнослужащие и представители РГО прошли по следам одного из первооткрывателей Арктики Фёдора Литке и обнаружили в районе мыса Бараньего останки установленного им в 1822 году поклонного креста.

В задачи экспедиции 2022 года входило изучение маршрутов полярных экспедиций прошлых лет, поиск и мониторинг состояния объектов культурного наследия и научные исследования.

Экспедиция символично началась 27 июля – 101 год назад в этот день Фёдор Литке отправился в свою первую арктическую экспедицию.

На борту ледокола «Илья Муромец» сотрудники Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН в составе экспедиционного отряда отправились к архипелагу Новая Земля для проведения серии исследований современных сейсмических и тектонических процессов. Использованный набор научных методов позволил изучить приповерхностное и глубинное строение активных геологических структур. Также учёные исследовали геологическое строение и конкретные природные условия в районе объектов культурного наследия.

В связи с активным освоением территорий Арктики большое внимание уделяется изучению сейсмичности региона. На данный момент сейсмическая изученность арктических земель остаётся крайне низкой из-за слаборазвитой сети стационарных сейсмических станций. Но даже при равномерном покрытии сейсмическими станциями период наблюдений всё равно останется непродолжительным для выявления всех сейсмоактивных структур и оценки их сейсмического потенциала. В таких условиях перспективными выглядят палеосейсмологические исследования, которые заключаются в обнаружении следов сильных землетрясений прошлого в молодых отложениях и формах рельефа.

Команде под управлением капитана корабля Виктора Осипова удалось совершить 13 высадок на берег:

• две высадки были произведены с целью мемориальных мероприятий (точки 1 и 12 на рисунке 1),
  • на девяти высадках удалось произвести геолого-геофизические исследования,
  • на одной из точек работе помешало появление медведей, но даже там сотрудникам удалось совершить облёт местности на квадрокоптере (точка 8 на рисунке 1).

Научные работы велись круглосуточно, а длительность каждой из высадок составляла всего несколько часов. В таких условиях проведение масштабных геолого-геофизических исследований не представлялось возможным, но ученым удалось получить значимые научные результаты о современной сейсмичности и тектонических процессах.

Точки высадок на архипелаге Новая Земля

Наиболее важные результаты были получены в районе побережья залива Утиный на перешейке между Баренцевым морем и лагуной Обманный шар. Там учёные обнаружили локальные проявления сильных землетрясений и активных тектонических движений; в районе мыса Ахматова в заливе Шуберта, где удалось выявить тектонический разрыв правосдвиговой морфологии, который по космическим снимкам прослеживается на расстоянии около 7 км; а так же на побережье губы Строганова и на полуострове Плитняковый, где были обнаружены следы активных тектонических движений и фрагмент разломной зоны с вертикальной компонентой смещений соответственно.

В настоящее время сотрудниками ИФЗ РАН ведется обработка полученных данных по построению цифровых моделей рельефа, аэрофотопланов и построение геофизических профилей микросейсмического зондирования, анализ которых позволит комплексно изучить район исследования и сделать более точные и взвешенные выводы о сейсмотектонической обстановке на архипелаге Новая Земля.