Секретный инструмент археологов: как работает георадар

Многие из недавних громких открытий археологов связаны с георадарами – устройствами, исследующими землю с помощью радиоволн.
Секретный инструмент археологов: как работает георадар
The Charles Machine Works / Flickr via Wikipedia

Почему до сих пор археологи продолжают делать важные открытия в местах, где все, казалось бы, копано-перекопано? Проблема в том, что методы поиска исторических захоронений все еще несовершенны и не дают стопроцентного шанса на успех.

Еще недавно ученые вообще могли полагаться только на исторические записи, которые подчас очень туманно описывали местоположение реликвий, и те признаки, которые есть на поверхности земли. А дальше приходилось копать наугад.

Как работает георадар?

Многие из недавних громких археологических открытий связаны с развитием георадара. Это устройство посылает в грунт электромагнитные волны. Отражаясь от неоднородностей почвы, они отражаются и отраженную волну улавливает датчик радара. Такими неоднородностями могут быть захороненные в почве предметы.

www.dailymail.co.uk
Jani Causevic / NIKU via Pen News

Попытки использовать георадары ведутся с конца 1960-х годов. Поначалу их возможности были невелики, а цена слишком высока, чтобы сделать их рабочим инструментом историков. Лишь в начале 21 века они достигли приемлемого уровня.

К тому же, есть недостатки фундаментального характера. В грунтах с повышенной проводимостью, например, в глинистых почвах радиоволны затухают уже на глубине нескольких сантиметров.

Их быстрое развитие продолжается и по сей день. Одним из недавних громких успехов стала находка 10-метровой погребальной ладьи знатного викинга, покоившейся на глубине около 10 метров. Это одна из крупнейших лодок такого назначения, когда-либо найденных исследователями.

www.dailymail.co.uk