Сотни стеклянных сфер, найденных на Луне, раскрыли тайну древнего столкновения астероида с Землей

Микроскопические осколки стекла с Луны выявили историю лунных столкновений, которая точно совпадает с ударами метеоритов на Земле — включая столкновение гигантского астероида 66 миллионов лет назад, которое убило большую часть жизни и уничтожило динозавров.

Используя ряд методов, группа ученых точно отследила 135 крошечных стеклянных шариков, доставленных на Землю для миссии Китайского национального космического агентства по возврату образцов «Чанъэ-5», до момента их образования.

«Мы обнаружили, что некоторые из возрастных групп лунных стеклянных бусин точно совпадают с возрастом некоторых из крупнейших земных ударных кратеров, включая ударный кратер Чиксулуб, ответственный за вымирание динозавров», — заявил геолог Александр Немчин из Университета Кертина в Австралия.

Исследование также предполагает, что крупные столкновения с Землей, такие как астероид Чиксулуб, положивший конец правлению динозавров, могли сопровождаться несколькими меньшими столкновениями. «Если наши предположения верны, то можно предположить, что частотное распределение столкновений с Луной может дать ценную информацию о столкновении с Землей или внутренней частью Солнечной системы», — отметил ученый.

Что происходит при столкновении астероида с планетой

Столкновение с астероидом или метеоритом может быть чрезвычайно энергетическим событием, часто выделяющим большое количество тепла. Если в породе присутствует силикатный материал — а он есть как на Земле, так и на Луне — это тепло может вызвать плавление и преобразование, которые позже обнаруживаются в виде крошечных стеклянных сфер, называемых «ударными шариками».

Помимо силикатов, на Луне также есть много других типов материалов, и иногда эти другие материалы могут связываться в ударных шариках в достаточно больших количествах, чтобы мы могли их анализировать. Это означает, что если ученые получат в свои руки некоторые из этих шариков, они смогут изучить их, чтобы узнать больше о том, как, когда и в какой среде они образовались. Миссия по возврату лунных образцов «Чанъэ-5» предоставила возможность осуществить подобное исследование.

Что рассказало лунное стекло

Группа под руководством геолога Тао Лонга из Китайской академии геологических наук в Пекине выделила 215 шариков размером от 50 до 200 микрометров из части почвы, собранной «Чанъэ-5», и приступила к проведению их анализа. Некоторые шарики не содержали достаточного количества дополнительного материала для детального изучения. На остальных 135 исследователи провели различные тесты, чтобы получить химический состав и свинец-уран для определения их возраста.

Это метод, основанный на радиоактивном распаде урана в свинец. Поскольку мы знаем, сколько времени требуется урану для распада, относительное количество урана и свинца в образце может дать нам оценку возраста образца.

Результаты показывают, что шарики были в основном местного происхождения, из области вокруг посадочного модуля «Чанъэ-5». Однако моделирование предполагает, что их можно отбросить примерно на 100 километров от места удара. Симуляции также предполагают, что шарики также образовались в основном в результате ударов, оставивших кратеры диаметром от 100 до 1300 метров. Эта информация позволила команде предварительно идентифицировать кратеры в регионе, в котором они могли образоваться.

Как давно это произошло?

Возраст шариков колебался от нескольких миллионов до 2 миллиардов лет — этот верхний предел был, когда бассейн, в котором приземлился «Чанъэ-5», был покрыт свежим вулканическим базальтом. Особый интерес представляли шарики возрастом 68 и 34 млн лет назад. Первое совпадает с событием Чиксулуб; последний с небольшим количеством кратеров позднего эоцена.

Хотя это могло быть совпадением, параллельное время предполагает, что точка происхождения этих событий — возможно, столкновение в поясе астероидов — могло образовать множество камней, которые одновременно ударили в Землю и в Луну. Это может дать нам новое представление о том, как эти ударники формируются и развиваются, а также о динамических процессах в поясе астероидов.

«Следующим шагом будет сравнение данных, полученных из этих образцов "Чанъэ-5", с другими лунными грунтами и возрастами кратеров, чтобы иметь возможность выявить другие важные события столкновения на всей Луне. В свою очередь, это может открыть новые данные о том, какие воздействия могли повлиять на жизнь на Земле», — заявила планетолог Катарина Милькович из Кертинского университета.