Под одной из улиц Иерусалима обнаружен древний ров с загадочным отпечатком ладони

Археологи в Иерусалиме обнаружили массивный ров под оживленной дорогой. Но отпечаток руки, выгравированный на каменной конструкции, остается загадкой.
Yoli Schwartz/Israel Antiquities Authority

Под оживленной улицей Иерусалима находится тысячелетний ров с «секретным» отпечатком руки

Археологи сделали открытие во время изыскательских работ перед проектом уличной инфраструктуры возле одной из главных магистралей города. По мере погружения все глубже, ученые обнаружили ров, который в наши дни проходит под оживленной дорогой. Согласно заявлению Израильского управления древностей (IAA), ров, вероятно, был вырыт мусульманскими защитниками города примерно в 10 веке в качестве укрепления для защиты городских стен.

«Люди не знают, что эта оживленная улица построена прямо над огромным рвом», — говорится в заявлении Амит Реем, регионального археолога IAA, который был частью группы раскопок.

«Высеченный в скале» ров имеет ширину не менее 10 метров и глубину от 2 до 7 метров. «Его функция заключалась в том, чтобы помешать врагу, осаждающему Иерусалим, приблизиться к стенам и разрушить их», — пишут ученые.

Однако археологи по-прежнему не уверены в назначении странного отпечатка руки, выгравированного на стене. «Символизирует ли он что-то? Указывает ли он на конкретный близлежащий элемент? Или это просто местная шутка? Время покажет», — отмечают они.

Пустой ров

Возраст рва оценивается в 1000 лет
Yoli Schwartz/Israel Antiquities Authority

Хотя рвы, подобные тем, что окружают замки в Европе, обычно наполнялись водой, в данном случае его оставили сухим в надежде, что его размер станет почти непреодолимым препятствием, замедляющим атакующего врага.

Историки того времени рассказывали, что массивный ров послужил своей цели и помог отразить вторгшиеся силы. Его также пытались форсировать крестоносцы, которые окружили и атаковали город во время осады Иерусалима в 1099 году нашей эры. В итоге им удалось проникнуть в город, несмотря на мощные укрепления, говорится в заявлении.

«Измученные путешествием, [крестоносцы] стояли напротив огромного рва, и только через пять недель им удалось переправиться через него ценой большой крови, под шквальным огнем [мусульманских] и еврейских защитников». — отмечают исследователи.

Защитники также построили «секретные туннели» внутри укреплений, которые были обнаружены во время предыдущих раскопок IAA. По ним ополченцы города могли выйти во ров и внезапно атаковать врага, а затем вновь исчезнуть, отступив в город.