Стали известны новые пугающие подробности того, как токсичные соединения PFAS влияют на иммунную систему человека

Негативное воздействие химических веществ, называемых PFAS, на здоровье продолжает оставаться открытым вопросом. Ученые из Университета штата Северная Каролина (NCSU) показали, что некоторые типы PFAS могут нарушать жизненно важные функции иммунных клеток.

Пер- и полифторалкильные вещества (ПФАВ или англ. PFAS) представляют собой широкую группу химических веществ, которые становятся все более и более проблемными по мере того, как ученые получают все больше информации в рамках новых исследований ним. Эти вещества были разработаны в 1940-х годах, и для своего времени это был прорыв: их антипригарные и водоотталкивающие свойства сделали их привлекательными для широкого круга применений в обычных бытовых товарах.

Только позже их влияние на здоровье стало очевидным. Воздействие PFAS было связано, среди прочего, с диабетом, низким весом при рождении, проблемами с фертильностью, заболеваниями щитовидной железы и различными видами рака. Хуже того, их долговечность и обилие делают нас чрезвычайно уязвимыми к воздействию токсинов.

В дождевой воде по всему миру обнаружен «беспрецедентный» уровень токсических и крайне опасных для здоровья веществ

В новом исследовании команда NCSU изучила влияние девяти различных молекул PFAS на врожденную иммунную систему — аспект, которые ранее исследовали весьма поверхностно. Команда протестировала PFAS на иммунных клетках, называемых нейтрофилами. Они одними из первых реагируют на инфекцию, сбрасывая на патогены активные формы кислорода как бомбы в процессе, называемом респираторным взрывом.

Были протестированы три группы нейтрофилов: некоторые были культивированы из образцов крови человека, некоторые получены из эмбрионов рыбок данио, а некоторые — из других клеток, которые были химически обработаны, чтобы вести себя как нейтрофилы. Каждая группа подверглась воздействию растворов девяти химических веществ PFAS, обнаруженных в реке Кейп-Фир в Северной Каролине, а также крови людей в этом районе.

Один PFAS был особенно проблематичным — GenX, более позднее химическое вещество, которое первоначально было введено в производство для замены токсичного предшественника (тоже PFAS); но затем ученые выяснили, что и оно вызывает проблемы со здоровьем. В этом случае было обнаружено, что GenX нарушает процесс респираторного взрыва во всех трех группах, потенциально ослабляя иммунный ответ на патогены. Было также установлено, что второй PFAS, называемый PFHxA, тоже подавляет этот процесс, но только у рыбок данио и нейтрофилоподобных клеток.

Команда говорит, что это исследование раскрывает новые проблемы, связанные с этими и без того проблемными химическими веществами, но необходимо провести дальнейшую работу, чтобы выяснить, как они могут влиять на врожденную иммунную систему на уровнях, которым подвергаются обычные люди.

«Самое продолжительное химическое воздействие в нашем исследовании составляло четыре дня, поэтому, очевидно, мы не можем сравнивать его с реальным воздействием на человека в течение, допустим, четырех десятилетий, — заявил Джефф Йодер, корреспондент исследования. — Мы наблюдали за высокой дозой одного ПФАС в течение короткого периода времени, в то время как люди в бассейне реки Кейп-Фир подвергались воздействию смеси PFAS — дозы намного более низкой, но в течение длительного периода. Поэтому, хотя мы можем сказать, что наблюдаем токсический эффект от высокой дозы в клеточных линиях, мы пока не можем сказать, какие последствия долгосрочное воздействие может в конечном итоге оказать на иммунную систему».