Кто построил высотные здания на недосягаемых горных склонах: удивительное исследование

Высоко на плато Колорадо, на территории современного штата Нью-Мексико, находятся остатки того, что когда-то было городом невероятных размеров. Но как люди смогли построить их без экскаваторов и прочей современной техники?
Кто построил высотные здания на недосягаемых горных склонах: удивительное исследование
Patrick Campbell/CU Boulder
С 9 по 12 века нашей эры десятки тысяч предков пуэблоанцев, живших в каньоне Чако, занимали массивные здания высотой до четырех этажей, многие из которых имели сотни комнат.

Построенные из блоков песчаника и тяжелых бревен, здания в каньоне Чако и его окрестностях были самыми большими сооружениями, когда-либо построенными в Северной Америке до 19 века. И все же без помощи колес или тягловых животных транспортировка таких массивных кусков материала из близлежащих гор была бы проблемой, которую многим трудно представить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи из Университета Колорадо (CU) в Боулдере решили разгадать эту тайну. Команда продемонстрировала, что человеческий череп, шея и позвоночник более чем способны работать вместе, чтобы удерживать 60-килограммовую деревянную балку и пронести такой груз на расстоянии 100 километров или более.

Все, что требуется, чтобы таскать такие тяжести, — это пара человек, пара головных ремней и немного решимости.

«Некоторые люди пекли хлеб на закваске во время COVID. А мы вместо этого носили песок и тяжелые бревна с помощью мышц головы», — пошутил Роджер Крам, интегративный физиолог из Калифорнийского университета в Боулдере.

Секрет переноса тяжестей

В современном мире, где сумки и рюкзаки доступны каждому, подобный способ транспортировки грузов может показаться странным. Сначала Крам и двое соавторов исследования, нейрофизиолог Джозеф Карцоли и биохимик Джеймс Уилсон, пытались взвалить бревна на свои плечи, но быстро поняли, насколько это неэффективно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это было просто изнурительно, — вспоминает Крам. — Наверное, это самый глупый способ носить тяжелый предмет».

Люди знали альтернативный метод на протяжении тысячелетий, но сегодня древний «лайфхак» слишком часто упускают из виду. Поясные ремни на походных рюкзаках нужны для того, чтобы помочь нашим плечам отдохнуть и перераспределить часть веса на мышцы торса. Как оказалось, гораздо более простой вариант — привязать вес к макушке с помощью троса.

Нажми и смотри

В каньоне Чако и его окрестностях археологи нашли керамические изображения, изображающие людей пуэбло, использующих трубы для перевозки ресурсов, а также обертки из волокон юкки, которые могут быть остатками древних труб. Авторы отмечают, что шерпы в Непале до сих пор используют канаты для перевозки грузов весом до 111 кг, при этом направляя туристов, чьи плечи, вероятно, горят от гораздо более легких рюкзаков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После нескольких месяцев практики под руководством Карцоли Уилсон и Крам смогли вместе перевозить 60-килограммовую сосну пондерозу вверх и вниз по холмистой дороге со скоростью около 25 километров в день. Это не намного медленнее, чем скорость ходьбы без нагрузки, и исследователи отмечают, что такой результат был достигнут с «удивительным» комфортом.

Древняя дорога

Возможно, именно поэтому ширина древних дорог, ведущих к каньону Чако, достигает девяти метров, что позволяет горизонтально нести тяжелую древесину ряду рабочих, каждый из которых пристегнут ремнями за лоб. «Вербальное общение между субъектами имело решающее значение для правильного выбора времени подъема и позиционирования бревен», — пишут Крам и его коллеги. Сами ученые быстро научились «ходить в ногу», чтобы смягчить раскачивание древесины и потерю контроля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решительные исследователи также несли с собой Т-образные палки, чтобы во время перерывов им не нужно было постоянно загружать и разгружать ременные держатели. Эту идею они также позаимствовали у шерпов в Непале. Основываясь на своих усилиях, команда подсчитала, что три человека могли бы реально перенести 85-килограммовую деревянную балку крыши из лесов гор Чуска в пустыню Чако. В общей сложности поход займет около четырех дней, включая время на отдых и еду.

Подсчитано, что для постройки всего города потребуется около 200 000 деревянных балок. Это немалый объем работы, но задача, которая теперь кажется выполнимой при наличии достаточного количества времени и человеческих ресурсов.

Кто совершил это трудное путешествие, неясно, но, поскольку горы являются священными местами в обществе потомков пуэбло, исследователи считают, что поездка могла быть церемониальным актом, призванным вдохновить на командную работу, сплоченность, доверие и веру. Существует также вероятность того, что для строительства великих домов каньона Чако использовались рабы, о чем говорится в некоторых устных преданиях.