Биолог изучает вымирание паровозов, чтобы решить загадку исчезновения динозавров

Изучение истории паровозов позволяет проверить, верна ли идея «конкурентного вытеснения» — замещения одних видов другими, лучше адаптировавшимися в среде обитания.
Биолог изучает вымирание паровозов, чтобы решить загадку исчезновения динозавров
Ken Grimm, ConchoValleyHomepage.com. CC0
Изучение «ископаемых останков» паровозов подтверждает идею об их вытеснении лучше приспособленными конкурентами — тепловозами и электровозами.

Это утверждает статья Брюса Либермана, профессора экологии и эволюционной биологии и старшего куратора палеонтологии беспозвоночных в Институте биоразнообразия и Музее естественной истории Университета Калифорнии, и его соавтора Люка Строца, постдокторанта Северо-Западного университета в Сиане, Китай.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В природе есть несколько примеров массового вымирания видов, но конкуренция видов была причиной не во всех из них. Так, трилобитов вытеснили ракообразные, а брахиоподов — моллюски. Палеонтологи долго считали, что нелетающие динозавры тоже не выдержали соперничества с млекопитающими, но позднее склонились к мнению, что причиной стало падение гигантского метеорита. Как более крупные животные, динозавры оказались более уязвимы к последовавшим изменениям в окружающей среде.

Трилобиты вымерли 200 миллионов лет назад, фото, окаменелые останки
Трилобиты вымерли 200 миллионов лет назад, вытесненные ракообразными. История исчезновения паровозов проходила по схожему сценарию.
H. Zell, Wikipedia. CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучая «вымершие» технологии, исследователи надеются выявить чёткие признаки, по которым можно было бы, изучая окаменелости, отличать один сценарий вымирания от другого. И остановились на паровозах по двум причинам:

  • паровозы полностью исчезли, не выдержав конкуренции с тепловозами и электровозами,
  • существует обширная «летопись окаменелостей» паровозов, включая данные, свидетельствующие об их вымирании, в Locobase — обширной базе данных паровозов, доступной через steamlocomotive.com.
Я всегда был очарован паровозами, потому что они — технологический эквивалент динозавров. И те и другие настоящие гиганты. Мы предполагаем, что от динозавров было много шума, и знаем, что от паровозов было не меньше, но обоих больше нет с нами».
Брюс Либерман Старший куратор палеонтологии в Институте биоразнообразия Университета Калифорнии.

Что случилось с паровозами

Изучая Locobase, исследователи обнаружили, что эволюция паровозов и освоение новых ниш резко ускорились в тот период, когда тепловозы и электровозы начали отнимать у них одну нишу за другой. Паровые двигатели могут быть довольно эффективны в утилизации энергии сгорания топлива, но они проигрывают электромоторам и ДВС по развиваемой тяге — ключевому параметру для локомотивов. Конкурировать на равных они не могли, поэтому производители стали создавать специализированные паровые локомотивы для таких применений, где другие типы двигателей работать не могли. Таких ниш становилось всё меньше и наступил момент, когда производить их совсем потеряло смысл.

Мы хотели не просто посмотреть в прошлое, а иметь возможность предсказывать угрозу вымирания. И вовремя сказать, глядя на тот или иной вид: «Эй, эта штука показывает признаки того, что она уже находится в этой опасной зоне».
Брюс Либерман Исследователь палеонтологии в Университете Калифорнии.