«Колизей» динозавров: удивительное открытие в американском заповеднике

Ученые обнаружили обширную территорию размером с 1,5 футбольного поля, которая была популярным местом для водопоя нескольких видов доисторических животных на протяжении многих поколений около 70 миллионов лет назад.
«Колизей» динозавров: удивительное открытие в американском заповеднике
Patrick Druckenmiller

Исследователи из Университета Аляски в Фэрбенксе сделали удивительное открытие после семичасовой прогулки по национальному парку и заповеднику Денали, где сейчас находится крупнейшее известное место следов динозавров в штате США. Подобно геологическому трехъярусному (или более) бутерброду, 20-этажная структура, вертикально выступающая из-за конвергенции тектонических плит, обнажает поверхность утеса слой за слоем, выставляя на обозрение отпечатки доисторических животных.

«Это не просто один уровень скалы со следами на нем, — рассказал Дастин Стюарт, ведущий автор статьи и бывший аспирант UAF. — Это последовательность во времени. До сих пор у Денали были и другие известные трековые площадки, но подобный масштаб мы встречаем впервые».

Изображение крупным планом на одной стене, показывающее многочисленные углубления от следов гадрозавров — ледоруб в левом нижнем углу кадра имеет длину примерно три фута (0,9 м) для масштаба
Patrick Druckenmiller

Более того, площадку легко не заметить, так как отпечатки прячутся на виду в зависимости от света, падающего на камни.

«Когда наши коллеги впервые посетили это место, они увидели след динозавра у основания этого массивного утеса, — поделилась Пэт Дракенмиллер, старший автор статьи и директор Музея Севера Университета Аляски. — Когда же мы впервые вышли туда, то поначалу мало что увидели».

Однако с приближением сумерек заходящее солнце освещало «ямочки» на отпечатках, и это место открылось исследователям. «Они прекрасны. Вы можете увидеть форму пальцев ног и текстуру кожи», — сказала Дракенмиллер.

Колизей для динозавров

Наслоения следов
Patrick Druckenmiller

В позднемеловой период скалы представляли собой отложения на плоской поверхности, расположенные, вероятно, у водопоя. Активность тектонических плит толкала землю вверх, складывая и наклоняя ее, в результате чего образовалась стена из следов.

Таким образом, мы можем наблюдать как первоначальные затвердевшие отпечатки следов в грязи, так и слепки следов из-за того, что осадок заполнил следы и затвердел.

Что касается видового разнообразия, то молодые и взрослые особи, которые посещали это место на протяжении тысячелетий, включали крупных травоядных, утконосых и рогатых динозавров, а также некоторых хищников, в том числе хищников и тираннозавров, и мелких болотных птиц.

«Местность кишела динозаврами. Вокруг Денали бегал тираннозавр, который был во много раз больше самого большого бурого медведя, существующего сегодня. Были хищники. Были летающие рептилии. Были птицы. Это была удивительная экосистема», — пишут авторы работы. Команда также обнаружила окаменелые растения, пыльцевые зерна и подсказки, указывающие на наличие пресноводных моллюсков и других беспозвоночных.

Район, который сегодня популярен среди посетителей благодаря своей природной красоте, 70 миллионов лет назад был не менее популярен, хоть климат в нем и был немного теплее, больше похожим на Тихоокеанский Северо-Запад.