Ученые давно подозревали, что раннее начало учебы может негативно влиять на качество сна студентов. Однако раньше не было убедительных доказательств связи между временем начала занятий и академической успеваемостью. Не так давно, благодаря инновационному подходу к сбору и анализу данных, исследователи смогли получить эти доказательства.
В какое время лучше всего начинать учиться и почему утро для этого не подходит


Команда под руководством доцента Джошуа Гули из программы неврологии и поведенческих расстройств Duke-NUS использовала новый метод исследования. Вместо традиционных опросов они изучили цифровые следы – данные о подключении к университетским учебным платформам через WI-Fi десятков тысяч студентов и информацию с сенсорных часов об активности учащихся.
«Мы внедрили новые методы, которые позволяют крупномасштабно отслеживать посещаемость занятий и влияние сна на учебу», – объясняет доктор Ё Синг Чен, первый автор исследования и аспирант Duke-NUS.
Выяснилось, что студенты, вынужденные посещать ранние лекции, регулярно лишались примерно часа сна. Это приводило не только к повышенной сонливости во время учебы, но и к более низкой посещаемости и, что особенно важно, к снижению среднего балла на экзаменах. Многие студенты компенсировали недостаток ночного отдыха, засыпая после утренних занятий, что нарушало их общий распорядок дня.
«Если цель образования заключается в том, чтобы наши студенты преуспевали в классах и позже на рабочих местах, почему мы заставляем многих учеников принимать трудные решения: либо пропустить утренний класс, чтобы больше спать, либо посещать занятия, будучи лишенными сна?» – задается вопросом Джошуа Гули.

Ученые проанализировали данные Wi-Fi подключений 23 391 студента и сопоставили их с шестинедельными данными об активности, чтобы определить «уровень сонливости». Дополнительно они изучили паттерны входа в цифровую учебную платформу 39 458 учащихся, отслеживая взаимосвязь между ранними занятиями, временем пробуждения и продолжительностью сна.
Команда исследователей не останавливается на достигнутом и продолжает изучать различия между «жаворонками» и «совами» в контексте учебной деятельности. «Мы ожидаем, что ученики вечерних отделений оказались бы в невыгодном положении на ранних утренних занятиях и имели бы более низкую посещаемость занятий, более короткий сон, более плохое психическое здоровье и более низкие оценки», — заключил Джошуа Гули.
Похоже, университетам следует серьезно задуматься о пересмотре расписания и переносе утренних лекций и семинаров на более позднее время. Такое изменение может не только улучшить академические показатели студентов, но и положительно сказаться на состоянии их здоровья.