В суровых условиях: какими необычными свойствами обладает вода на Луне

Исследование ученых NASA предполагает, что «шероховатости» на поверхности Луны создают тень, в которых скрывается вода, переходящая из одного состояния в другое в микроатмосфере спутника.
В суровых условиях: какими необычными свойствами обладает вода на Луне

Ученые не до конца понимают, как такое возможно: вода не испаряется с раскаленной Солнцем поверхности спутника

На дневной стороне Луны есть вода, которая «выживает» при невероятно высоких температурах. «Более десяти лет назад космический аппарат обнаружил наличие воды на дневной стороне Луны, и это было подтверждено стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии NASA в 2020 году, — говорит астрофизик из Лаборатории реактивного движения Бьорн Давидссон. — Эти наблюдения поначалу казались нелогичными: вода не должна сохраняться в таких суровых условиях. Это ставит под сомнение наше понимание лунной поверхности и поднимает вопросы о том, как летучие вещества, такие как водяной лед, могут присутствовать в безвоздушных телах».

На самом деле это не проблема, если предположить, что вода не может свободно перемещаться по поверхности будучи запертой, например, в камне или стекле, появившемся в результате падения метеорита.

Однако одно из исследований показало, что количество воды на поверхности Луны меняется в зависимости от времени суток. В самое жаркое время дня, до полудня, воды меньше, но после полудня, когда поверхность немного остывает, количество воды снова увеличивается. Это говорит о том, что часть воды может свободно перемещается — кипятится в течение дня, а позже снова замораживается.

В своем исследовании Дэвидссон и Сона Хоссейни создали модель, сделав поверхность Луны в ней более шероховатой. Фактически, они использовали фотографии миссий «Аполлон», на которых видны валуны и кратеры.

Они обнаружили, что шероховатость создает тени, которые позволяют Луне удерживать воду, которая перемещается по мере того, как поверхность нагревается и снова остывает. «Эта модель описывает механизм, который объясняет, как вода перемещается между лунной поверхностью и тонкой лунной атмосферой», — говорит Дэвидссон.