В Индийском океане появился новый вулкан, который ученые обнаружили лишь спустя два года

В мае 2018 года между Восточно-африканским и Мадагаскарским рифтами наблюдалась повышенная сейсмическая активность, которая привела к землетрясению магнитудой 5,8 баллов. Сегодня ученые заметили, что причиной этому был новый вулкан!

Вулканическая активность часто становится причиной многих катастроф, однако ученые до сих пор не могут до конца понять, что «провоцирует» вулканы

У восточного побережья острова Майотта появился подводный вулкан, который имеет высоту 820 метров (от морского дна). Как отмечают авторы нового исследования, землетрясение, которое произошло в 2018 году, было результатом извержения новоиспеченного вулкана!

Поначалу исследователи были озадачены. Изучая сейсмические сигналы, они обнаружили, что те исходят примерно в 50 километрах от восточного побережья Майотты. Поэтому ряд французских правительственных учреждений направил исследовательскую группу, чтобы проверить, что же там происходит. На месте специалисты обнаружили вулкан, которого раньше не было.

Feuillet et al., Nature Geoscience, 2021

Команда начала мониторинг региона в феврале 2019 года. Они использовали многолучевой гидролокатор, чтобы нанести на карту изучаемое морское дно площадью 8600 квадратных километров. Они также разместили сеть сейсмометров на дне глубиной до 3,5 километров и объединили это с сейсмическими данными с Майотты.

В период с 25 февраля по 6 мая 2019 года эта сеть обнаружила 17 000 сейсмических событий на глубине от 20 до 50 километров под океанским дном. Это весьма необычно, поскольку большинство землетрясений происходят намного выше.

Вооружившись этими данными, исследователи смогли реконструировать, как могло произойти образование нового вулкана. Согласно их выводам, все началось с резервуара магмы глубоко в астеносфере (слой в верхней мантии планеты).

Ниже нового вулкана тектонические процессы, возможно, нанесли ущерб литосфере, в результате чего образовались дамбы, которые вытягивали магму из резервуара вверх, вызывая при этом множество землетрясений. В конце концов, магма попала на морское дно, образовав новый вулкан.

Авторы исследования признают, что объемы и поток выброшенной лавы во время магматического события сопоставимы с крупнейшими извержения «горячих точек Земли». Поэтому ученые опасаются, что будущая сейсмическая активность в регионе может стать опасной.