Ученые открыли способ, благодаря которому «вредный» белый жир превращается в «полезный» бурый

За последнее десятилетие или около того исследования пролили свет на различные типы жиров в человеческом теле и показали, что некоторые из них полезнее для нашего организма, чем другие, когда дело доходит до поддержания формы. Новое исследование выявило новый сигнальный путь, с помощью которого «плохие» жиры превращаются в более здоровые формы, открывая новые возможности для снижения веса и улучшения метаболического здоровья.

Тип жира, с которым мы знакомы лучше всего, известен как белый жир. Он представляет собой клетки, которые наше тело использует для хранения избыточной энергии, которые также вызывают появление двойных подбородков и пивных животов. Бурый жир, который в больших количествах содержится в телах младенцев, обладает большим количеством митохондрий, которые сжигают глюкозу для выработки тепла — процесс, известный как термогенез.

Всегда считалось, что этот тип бурого жира распространен только у новорожденных, но в 2009 году ученые сделали важное открытие: он все еще присутствует у взрослых, хотя и в небольших количествах. Это положило начало новой области исследований, основанной на представлении о том, что белый жир потенциально можно преобразовать в более здоровую коричневую форму, чтобы сжигать калории с помощью термогенеза и тем самым бороться с ожирением и метаболическими нарушениями.

Последний прорыв в этой области был сделан учеными из Калифорнийского университета в Сан-Диего и посвящен гликогену. Это невостребованная глюкоза, которая хранится в основном в клетках печени и скелетных мышц, чтобы организм мог быстро использовать этот источник энергии, когда он в этом нуждается, или поддерживать уровень сахара в крови на здоровом уровне.

Что было ясно не до конца, так это роль гликогена в жировых клетках. Используя мышей с избыточным весом в качестве модели, авторы нового исследования смогли изучить их поведение и обнаружили, что гликоген делает гораздо больше, чем просто позволяет накапливать энергию в жировых клетках. Он также играет удивительно важную роль в том, как расход энергии и выработка тепла влияют на ожирение.

Наблюдения команды показали, что потемнение жировых клеток напрямую связано с тем, насколько хорошо они могут производить и расщеплять гликоген. Во время процесса переработки гликогена, тот дает сигнал о том, что жировая клетка может безопасно «отключить» производство молекулы, называемой АТФ, которая обеспечивает энергию для большинства клеточных процессов.

«Разделение — это способ генерирования тепла, который помогает сбалансировать энергию, — пояснил старший автор Алан Салтиэль. — Таким образом, этот путь гарантирует, что только жировые клетки с достаточными запасами энергии для выработки тепла могут осуществлять данный процесс.»

По словам ученых, чем выше уровень гликогена у мышей с ожирением, тем эффективнее метаболические процессы, что означает более быстрое сжигание жира и потерю веса. Обратив внимание на людей, команда обнаружила, что количество генов, участвующих в этом процессе, действительно было ниже у пациентов, страдающих ожирением или склонных к увеличению веса. Поэтому ученые пришли к выводу, что путь гликогена имеет решающее значение для жировых клеток и действует как ключевое звено между метаболизмом глюкозы и термогенезом.