Ученые анализируют последствия извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Главные новости науки сегодня

Новости 24 января. Роскосмос опубликовал снимок острова Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай — то что от него осталось после извержения вулкана. Атмосферный инфракрасный зонд, расположенный на борту спутника NASA Aqua satellite, заснял концентрические атмосферные волны, разошедшиеся от вулкана в атмосфере Земли. Извержение стало причиной разлива нефти недалеко Лимы, столицы Перу.
Роскосмос

14 января началось извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай на острове в Тихом океане. В результате произошло землетрясение магнитудой 5,8 и серия цунами с максимальной высотой около 2 м. Последствия извержения будут сказываться еще долго

Остров Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в результате извержения вулкана практически полностью был разрушен и погрузился под воду. Последствия извержения хорошо видны на снимке, опубликованном Роскосмосом. «Неделю назад в Тихом океане произошло извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, которое продолжалось несколько дней. Основной удар пришелся на острова Тонга. Спутник "Канопус-В" проводит мониторинг последствий», — сообщает twitter Роскосмоса. На снимке видны границы острова до извержения и то, что осталось: вместо одного острова образовалось два, на поверхности воды осталось менее 10% площади.

Атмосферный инфракрасный зонд (Atmospheric Infrared Sounder), расположенный на борту спутника NASA Aqua satellite вел съемку извержения в инфракрасном диапазоне. В результате ему удалось зарегистрировать явление, которое за 20 лет работы никогда при извержениях не наблюдалось. Спутник заснял десятки концентрических кругов, каждый из которых представляет собой быстро движущуюся атмосферную волну, протянувшуюся более чем на 16 000 километров. Волны распространились от поверхности океана до ионосферы. Как предполагают исследователи, атмосферные концентрические волны образовались и восходили очень быстро из-за резкого взрывного характера извержения. Исследователи считают, что волны, вероятно, несколько раз обогнули земной шар.

Цунами докатившееся до Перу принесло с собой много бед. Два человека погибли. Произошел разлив нефти при разгрузке танкера компании Repsol недалеко от Лимы, столицы Перу. В результате в океан попало около шести тысяч баррелей нефти. Общая площадь разлива — 1,7 миллиона квадратных метров на суше и 1,2 миллиона на поверхности океана. Правительство Перу потребовало компенсации от нефтяного гиганта Repsol. Разлив поставил под угрозу не только местную флору и фауну, но и нанес ущерб семьям рыбаков. Разлив задел птиц, морских львов, выдр и дельфинов. Местные спецслужбы, защитники природы и представители нефтеперерабатывающего завода работают над очисткой пляжей.

Больше всего от извержения пострадало королевство Тонга. Связь с внешним миром ограничена из-за повреждения подводного кабеля, не восстановлено авиасообщение и до сих пор нарушена работа портов. На островах Манго и Атата была полностью разрушена жилая инфраструктура. 150 жителей этих островов пропали без вести. Достоверно известно о трех погибших. Лисала Фолау жителя столицы Тонго, города Нукуалофа цунами смыло в океан. У него повреждены ноги, и ему пришлось грести только руками. Ему повезло схватиться за спасительное бревно. И в течение 27 часов он выплывал, пока не достиг берега острова Тонгатапу. Когда он оказался в штормовом океане, то услышал, как с берега его зовет сын. Но Лисала Фолау решил, что не стоит рисковать жизнью сына и не стал звать на помощь.