Наша общая Родина: все, что вы хотели знать о Солнечной системе

Солнечная система представляет собой совокупность планет, лун, астероидов, комет, пыли и газа, вращающихся вокруг нашей звезды, Солнца. Она включает в себя твёрдые планеты Меркурий, Венеру, Землю и Марс, газовых гигантов Юпитер и Сатурн и ледяных гигантов Уран и Нептун. Между Марсом и Юпитером находится группа астероидов, известная как пояс астероидов, а за Нептуном живут маленькие ледяные тела, такие как Плутон и кометы.
Наша общая Родина: все, что вы хотели знать о Солнечной системе
GettyImages

Спасибо Солнцу за систему!

Насколько стара наша Солнечная система?

Около 4,6 миллиарда лет назад гигантское облако пыли и газа, известное как Солнечная туманность, разрушилось само по себе и начало формировать то, что в конечном итоге станет Солнцем и планетами Солнечной системы. Метеориты, или куски космического камня, упавшие на Землю, помогли учёным выяснить возраст Солнечной системы. Некоторые из этих маленьких кусочков откололись от лун или планет, они могут дать интересную научную информацию о химии и истории их родного тела. Другие путешествовали по Солнечной системе с самого её зарождения, ещё до того, как появились планеты. Метеорит Альенде, упавший на Землю в 1969 году и сгоревший над Мексикой, является старейшим из известных метеоритов, возраст которого составляет 4,55 миллиарда лет.

Как сформировалась Солнечная система?

Учёные считают, что Солнечная система появилась из-за коллапса Солнечной туманности, который был вызван взрывом соседней сверхновой звезды. Согласно этой теории, взрыв послал в космос ударные волны, и они сблизили части туманности, что привело к коллапсу. Ранее сообщалось, что сверхновая могла даже отправить какие-то частицы в туманность. Например, учёные обнаружили, что алюминий-26, элемент, образующийся только в сердцевинах звёзд, скорее всего, возник из серии близких сверхновых.

Большинство астероидов вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки, но недавно обнаруженный объект, который учёные прозвали Bee-Zed, ведёт себя совсем странно.

Солнце

По данным Калифорнийского университета в Сан-Диего, Солнце находится в центре Солнечной системы и является её крупнейшим объектом — на его долю приходится примерно 99,8% массы Солнечной системы. Солнце — это гигантский бушующий огненный шар, приводимый в действие ядерными реакциями. Он обеспечивает энергию, которая поддерживает жизнь на Земле. По данным НАСА, жёлтый карлик (каким на самом деле является наше светило) состоит из газа — около 91% водорода и 8,9% гелия. По сравнению с другими звёздами Солнце относительно маленькое, это лишь одна из сотен миллиардов звёзд в нашей родной галактике, Млечном Пути.

Это Млечный Путь.

По данным НАСА, Солнце находится примерно в 26 000 световых лет от центра нашей галактики. Млечный Путь представляет собой спиральную галактику, из центра которой исходят изогнутые рукава звёзд. Солнечная система расположена в одном из меньших рукавов, называемом рукавом Ориона-Лебедя или просто рукавом Ориона.

Млечный Путь огромен по сравнению с Солнечной системой. Если бы Солнечная система была размером с вашу ладонь, Млечный Путь был бы таким же большим, как Северная Америка на «теле» вашей галактики, согласно сети Night Sky Лаборатории реактивного движения НАСА.

Почему Плутон не планета?

Плутон, когда-то считавшийся девятой планетой в Солнечной системе, был реклассифицирован как карликовая планета в 2006 году, поскольку не соответствовал одному из критериев определения планеты. Международный астрономический союз определяет планету как «небесное тело, которое вращается вокруг Солнца, обладает достаточной гравитацией, чтобы принять круглую или почти круглую форму, и очистило окрестности вокруг своей орбиты». Плутон не выполнил последний пункт, поэтому он не считается планетой.

Некоторые астрономы считают, что это исключение Плутона несправедливо и что Плутону следует восстановить статус девятой планеты Солнечной системы. Просматривая историческую литературу, Филип Мецгер, планетолог из Университета Центральной Флориды, обнаружил, что до решения 2006 года правило «очищения орбиты» появлялось только в одной статье 1801 года. Он и его коллеги пришли к выводу, что это правило, исключающее Плутон, является «произвольным и не основанным на историческом прецеденте», и что, следовательно, Плутон по-прежнему надо считать планетой.

Тут лежат удивительные факты о Плутоне!

Плутон, названный в честь римского бога подземного мира, находится в огромном поясе Койпера — регионе за пределами Нептуна, который содержит триллионы ледяных объектов.

Планета Х

Существует возможный кандидат на место Плутона в качестве девятой планеты: Планета X или Планета Девять. В статье 2016 года астрономы Калифорнийского технологического института Майк Браун и Константин Батыгин выдвинули гипотезу о том, что планета в 10 раз больше Земли может вращаться вокруг Солнца примерно в 20 раз дальше, чем Нептун.

«Все те люди, которые злятся на то, что Плутон больше не планета, могут быть взволнованы, узнав, что существует настоящая планета, которую ещё предстоит найти, — сказал тогда Браун. — Теперь мы можем пойти и найти эту планету и снова сделать так, чтобы в Солнечной системе было девять планет».

Тем не менее, существование Планеты Девять всё ещё остаётся теоретическим, поскольку, по данным НАСА, планета не наблюдалась напрямую.