Патологическую социальную изоляцию, известную как «хикикомори», можно увидеть по биомаркерам в крови человека

Хикикомори – японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни и живущих в изоляции многие месяцы и даже годы. По некоторым подсчетам, таких людей в Японии около 1 миллиона (1% населения страны). Теперь ученые выяснили, как можно выявить эту тягу к крайней социальной изоляции.

Ученые смогли определить хикикомори по биомаркерам в крови

В новом исследовании, опубликованном в журнале Dialogues in Clinical Neuroscience, ученые обнаружили в крови хикикомори ряд физических маркеров, с помощью которые можно выявить людей с болезнью и без нее и даже определять, насколько тяжело их состояние.

Появление хикикомори

О проблеме крайней социальной изоляции среди японской молодежи заговорили в 1990-х годах. Это период, когда Япония переживала экономический «ледниковый период», который помешал многим молодым людям достичь своих целей.

Университет Кюсю обратил внимание на это заболевание и в 2013 году открыл первую в мире амбулаторную клинику для исследования хикикомори.

Новое исследование

Теперь исследователи из Университета Кюсю собрали 42 добровольца-хикикомори и 41 здорового человека, чтобы проанализировать данные об их плазменных метаболомах (малые молекулы в крови).

Ученые выявили повышенные уровни орнитина и аргиназы в крови хикикомори-мужчин, а также пониженные уровни билирубина и аргинина. «Как у мужчин, так и у женщин уровни длинноцепочечного ацилкарнитина были выше», – пишут исследователи.

Вот что это значит: орнитин, к примеру, является аминокислотой, связанной со многими функциями организма, но, в частности, помогает регулировать кровяное давление. О билирубине обычно говорят в связи с функцией печени, но он также имеет особую связь с депрессией. Ацилкарнитины играют важную роль в снабжении мозга энергией, и их уровни у пациентов с депрессией снижаются, когда они принимают определенные лекарства от этого состояния.

Все это указывает на конкретные биологические данные хикикомори. По словам исследователей, последующий анализ и классификация биомаркеров позволила отличить здоровых людей от хикикомори и даже предсказать тяжесть заболевания.

Новое исследование важно и за пределами Японии: некоторые эксперты считают, что после локдауна, связанного с пандемией, во всем мире будут появляться хикикомори. Дальнейшие работы важны для диагностики этого состояния.