Новая диагностика: в России создали краситель для выявления вируса гриппа

Результаты исследования отечественных ученых, опубликованные в журналах Analytica Chimica Acta и Frontiers in Chemistry, показывают, как биосенсор на основе красителя помогает выявлять низкие концентрации аденозинмоносфосфата.
Новая диагностика: в России создали краситель для выявления вируса гриппа
unsplash.com

Одно из первых упоминаний гриппа было в 412 году до н.э.: Гиппократ описал вспышку респираторного заболевания.

Ученые из МГУ, ИБХ и ИФТТ создали биосенсор на основе особого красителя для определения биомолекул в растворах: этот метод отличается способностью выявлять в три раза более низкие концентрации аденозинмонофосфата, чем существующие аналоги. Последнее — является соединением, чье наличие в окружающей среде говорит о микробном загрязнении.

Принцип действия российской разработки
Elena Zavyalova, Daria Tikhonova, Gleb Zhdanov / Analytica Chimica Acta / sciencedirect.com

Грипп, ты не пройдешь

Краситель имеет ароматическое кольцо из углерода, а также положительно заряженные группы, необходимые для взаимодействия с ДНК-аптамером. Отмечается, что использование красителя улучшает поиск вируса гриппа А.

Биосенсор — дешевле имеющихся на рынке аналогов и, к тому же, им проще пользоваться. Так, например, анализы в различных медучреждениях будут проводиться быстрее.

«Предложенная комбинация ДНК-аптамер — краситель — биомолекула позволила повысить чувствительность, упростить биосенсоры и снизить их стоимость. К тому же мы смогли упростить процесс количественного и качественного определения биологических веществ. Планируется расширить спектр соединений, доступных для такого анализа», — рассказала руководитель проекта Елена Завьялова, доктор химических наук, МГУ.