Марс и микроскопические роботы. Главные новости недели

Новости 17-23 сентября. «Джеймс Уэбб» сделал свои первые снимки Марса. InSight зарегистрировал первые падения метеоритов на поверхность планеты. Perseverance обнаружил сложные молекулы, которые показывают, что на Марсе возможно была жизнь. Новая модель атмосферы Марса показала, что на раннем этапе развития планета была покрыта океанами. Микророботы доставляют лекарство в легкие и «ведут репортаж» из живой клетки.
Марс и микроскопические роботы. Главные новости недели
Голубая планета. Так мог выглядеть молодой Марс. Public Domain

Планетология Марса и микроробототехника

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» сделал первые снимки Марса. Телескоп обладает очень высокой чувствительностью, что позволяет ему обнаруживать тусклый свет самых удаленных объектов во Вселенной. По сравнению с ними Марс светится как ярчайшая из звезд. Но «Уэбб» и здесь сделал отличные снимки.

Марсианский ровер Perseverance, работающий в кратере Езеро, нашел сложные органические молекулы, которые являются биомаркерами. Они указывают на то, что когда-то на Марсе могла быть жизнь. Но это еще нужно проверять.

InSight — марсианский сейсмограф, зарегистрировал звук от удара метеорита и вычислил место падения. Потом спутник Mars Orbiter сфотографировал место падения. Теперь ученые знают, как искать новые метеориты, падающие на поверхность планеты.

Согласно новой модели, на молодом Марсе были теплые океаны и плотная атмосфера, которая в основном состояла из водорода. Это хорошие условия для первичного зарождения жизни. Даже лучше, чем на Земле.

Жизнь ищут не только на Марсе. Согласно новой модели, в подледном океане Энцелада (это спутник Сатурна) должно быть много фосфора. Все остальные важные для развития жизни элементы на Энцеладе уже нашли. Только фосфора не доставало. Но, видимо, и он есть. И его много. Это значит, что вероятность жизни на этом спутнике Сатурна довольно велика. Осталось ее найти.

Микророботы, собранные из водорослей и наночастиц с антибиотиками, покрытых мембранами из лейкоцитов, точно доставили лекарство в легкие больных мышей. Животные страдали бактериальной пневмонией. Точная доставка лекарства их спасла. При этом понадобилась доза антибиотика в 3000 раз меньше, чем при внутривенной инъекции.

Микроробот Cell Rover настолько маленький, что его можно ввести в живую клетку, и клетка этого даже не заметит. А микроробот будет по беспроводной связи рассказывать, что в клетке происходит. Ученые считают, что это шаг к созданию «клеточных киборгов».

Обычно микророботы работают под внешним управлением — это либо магнитное поле, либо лазерный луч. Но вот создан робот, у которого есть все, что нужно для автономного существования. Этот микроробот меньше чем голова муравья. Но у него есть электронный мозг на тысяче транзисторов и система питания от солнечного излучения. Ученые так охарактеризовали эту работу: «Теперь, когда у нас есть "мозги" на борту, мы как будто отцепили нитку от марионетки. Пиноккио приходит в сознание».