Нейроны с позитивными и негативными воспоминаниями «светятся» по-разному. Новый метод лечения депресиии

Нейробиологи Бостонского университета показали, что негативные и позитивные воспоминания хранятся в нейронах с разной молекулярной структурой. Это открытие позволит разработать методы воздействия на память при посттравматическом расстройстве и депрессии. Если при вспоминании о чем-то «плохом», активировать нейроны с чем-то «хорошим», «плохая» память меняется, и воспоминания перестают быть такими острыми.
Это картина воспоминаний. На изображении голубые нейроны хранят положительными воспоминания, а красные — отрицательные. На снимке гиппокамп мыши. Stephanie Grella

Возможность различать нейроны с позитивными и негативными воспоминаниями может полностью изменить методы лечения депрессии и ПТСР

Вы можете этого не осознавать, но каждый раз, когда вы что-то вспоминаете — например, как впервые сели на велосипед и упали, или как вы пошли на выпускной, — ваш мозг немного изменяет воспоминания. Это похоже на фильтр для обработки картинок в соцсетях: меняется цвет, четкость, какие-то детали возникают или исчезают. Так происходит всякий раз, о чем бы вы не вспоминали, — и о хорошем, и о плохом. Но несмотря на то, что отфильтрованное воспоминание отличается от оригинала, вы почти всегда можете понять, какой была первоначальная картинка.

«Память — это не столько видеозапись прошлого, сколько его реконструкция», — говорит соавтор работы Стив Рамирес.

Податливая природа памяти — это одновременно и благословение, и проклятие: плохо, если мы помним то, чего не было, но хорошо, что наш мозг имеет естественную способность формировать и обновлять воспоминания, делая их менее острыми, особенно, если это воспоминание о страхе или травме.

Ученые задались вопросом: что, если использовать такую податливость наших воспоминаний в наших же интересах, как способ вылечить психические расстройства, например, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)?

После многих лет изучения памяти у мышей нейробиологи обнаружили не только то, где мозг хранит положительные и отрицательные воспоминания, но и то, как искусственно уменьшить остроту отрицательных воспоминаний, стимулируя положительные.

Как выглядят положительные и отрицательные воспоминания

Одним из наиболее важных шагов к использованию нашей собственной памяти для лечения наших расстройств, является понимание того, где в мозгу хранятся положительные и отрицательные воспоминания, и как их различать. Нейробиологи давно знают, что воспоминания хранятся в самых разных областях мозга, а отдельные эпизоды воспоминаний сохраняются в виде отдельных нейросетей - инграмм. Лаборатория Стива Рамиреса сосредочилась на гиппокампе мозга, который хранит сенсорную и эмоциональную информацию, важную для формирования и извлечения воспоминаний.

Ученые обнаружили, что нейроны, сохраняющие разные типы воспоминаний, разительно отличаются. Причем эмоционально окрашенные воспоминания, как и положительные и отрицательные, физически отличаются от других типов клеток мозга. Например, от нейронов, сохраняющих нейтральную информацию. Ученые получили набор маркеров, которыми помечены положительно или отрицательно окрашенные воспоминания.

Чтобы увидеть и маркировать разные воспоминания, ученые использовали генно-модифицированных мышей, чьи нейроны начинают светиться при облучении безвредным лазером. И оказалось, что положительные и отрицательные воспоминания по-разному светятся: «плохие» — красным, «хорошие» — голубым.

Гиппокамп мыши
Stephanie Grella

Перепрошивка памяти

Прежде чем маркировать память мыши, нужно создать ее воспоминания. Для этого мышей подвергают приятному или неприятному опыту: положительный опыт, — это, например, угощение вкусным сыром, отрицательный — мягкий, но неожиданный удар током по лапкам.

Как только новая память сформирована, нейроны, сохраняющие полученный опыт можно увидеть. Следующим шагом стала попытка смягчить негативные воспоминания.

И это сделать удалось. Исследователи использовали мягкий лазерный свет, чтобы искусственно активировать нейроны гиппокампа. Ученые заставили мышей вспомнить негативный опыт, воздействуя на нейроны с воспоминаниями о страхе, и одновременно активировали группу нейронов с памятью о «хорошем». В результате положительная память смягчила реакцию страха. Сработал новый позитивный фильтр и «плохие» воспоминания стали размытой картинкой.

От мышей к человеку

По словам ученых, хотя искусственная активация воспоминаний у людей невозможна, результаты могут быть применимы при лечении человека. Методика должна строиться подобным образом: вызвать негативные воспоминания и постараться на их фоне тут же вызвать положительные. Острота тяжелых воспоминаний должна смягчиться. Проблема в том, что вызвать оба типа воспоминаний одновременно довольно трудно.

Ведущий автор работы Стафини Грелла говорит: «Одна из вещей, которые мы обнаружили в этой работе, в том, что время стимуляции критически важно».

Ученые считают, что вполне обосновано применение в клинической практике препарата МДМА (эктази). FDA разрешило его использование для клинических испытаний и только под контролем врача. Прием MDMA создает положительный фильтр, который действует в процессе воспоминания о чем тяжелом, и тем самым острота негативных воспоминаний смягчается.