Ученые нашли ключевой вариант гена, отвечающий за развитие болезни Альцгеймера

Исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, показало, почему определенные части мозга особенно уязвимы для повреждений, вызванных болезнью Альцгеймера. Главный генетический фактор риска болезни Альцгеймера — ген АРОЕ. Ученые обнаружили, что те области мозга, где APOE наиболее активен, и являются областями, которые в самой большой степени подвержены болезни Альцгеймера.
Ученые нашли ключевой вариант гена, отвечающий за развитие болезни Альцгеймера
Красные и оранжевые области на тепловой карте человеческого мозга показывают, где ген APOE наиболее активен. Diana Hobbs/Washington University

Генетическая предрасположенность к болезни Альцгеймера — это реальность. Ученые пытаются найти возможности борьбы с такими врожденными рисками

Потеря памяти часто является первым признаком болезни Альцгеймера, за которой следуют спутанность сознания и затрудненность мышления. Эти симптомы отражают типичную картину прогрессирующего повреждения тканей головного мозга. Токсичные скопления белков сначала концентрируются в височных долях мозга — области памяти — прежде чем распространиться на части мозга, важные для мышления и планирования.

Исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, дает ключ к пониманию того, почему определенные части мозга особенно уязвимы для повреждений, вызванных болезнью Альцгеймера. Все сводится к гену АРОЕ, самому главному генетическому фактору риска болезни Альцгеймера. Ученые обнаружили, что области мозга, где APOE наиболее активен, являются областями, которые в самой большой степени подвержены болезни Альцгеймера.

Опасные белки

Болезнь Альцгеймера начинается с белка, известного как бета-амилоид. Этот белок начинает накапливаться в бляшках за два десятилетия или даже раньше до того, как у человека появляются первые признаки неврологических расстройств. После многих лет накопления амилоида, начинают формироваться клубки тау-белка — другого белка мозга. Вскоре после этого ткани в пораженных участках начинают увядать и отмирать, наступает снижение когнитивных функций.

Чтобы понять, почему повреждение мозга при болезни Альцгеймера происходит именно такие образом ученые обследовали 350 человек, добровольно согласившихся на изучение памяти и старения. Участники прошли сканирование мозга, чтобы исследователи могли измерить количество и расположение амилоидных бляшек и тау-клубков, а также объемы различных областей мозга.

Гены и белки

Тепловые карты мозга
Diana Hobbs/Washington University

Исследователи сравнили паттерны белковых скоплений и повреждения тканей у добровольцев с паттернами экспрессии генов АРОЕ и других генов, связанных с болезнью Альцгеймера.

«Мы обнаружили близкое соответствие между тем, где вы видите высокую экспрессию APOE, и тем, где вы видите клубки тау-белков и повреждение тканей», — сказал Брайан А. Гордон, ведущий автор работы.

Каждый человек является носителем той или иной версии гена АРОЕ, но у людей, которые несут вариант АРОЕ4, риск развития болезни Альцгеймера в 12 раз выше, чем у населения в целом, в том числе в более молодом возрасте.

«У носителей APOE4 больше шансов начать накапливать амилоид, что повышает риск развития болезни Альцгеймера», — сказал Гордон. «Затем при том же количестве амилоида они получают больше клубков тау-белка, что приводит к большей атрофии. Это двойной удар по мозгу».

Ученые считают, что понимание генетической предрасположенности к болезни Альцгеймера поможет разработать новые препараты, которые позволят замедлить накопление опасных белков.