Свиная кровь и яд корбы сохраняют трансплантаты легких человека

Исследователи из Медицинского центра Университета Вандербильта в Нэшвилле нашли способ сохранить жизнеспособность донорских легких для пересадки. Этот метод может значительно увеличить количество пересадок от донора к реципиенту, спасая жизни и ускоряя доступ к лечению.
Свиная кровь и яд корбы сохраняют трансплантаты легких человека
Unsplash.com

Именно легкие труднее всего сохранить для трансплантации. У врачей есть всего 6 часов. И только в 1 случае из 4 они успевают

Исследователи из Медицинского центра Университета Вандербильта в Нэшвилле нашли способ сохранить жизнеспособность донорских легких для пересадки. Было показано, что этот метод даже возвращает жизнеспособность тканям, которые в противном случае были бы признаны поврежденными для использования. Этот метод может значительно увеличить количество пересадок от донора к реципиенту, спасая жизни и ускоряя доступ к лечению.

В своей работе исследователи подробно описали, как они поддерживали жизнеспособность легких в течение 24 часов.

Ученые приводят оценки, согласно которым только около 25% легких, взятых у доноров, доходят до реципиентов. Основное препятствие — это время. Даже при самых лучших методах сохранения легких для проведения трансплантации отводится всего шесть часов. По истечении этого срока легкие начинают деградировать, что делает их непригодными для и без того сложной задачи имплантации.

Свиная кровь в помощь

Схема обработки легких
DOI: 10.1126/sciadv.ade7647

Исследователи разработали метод перекрестной циркуляции, позволяющий соединить кровеносную систему живой свиньи с донорскими легкими. Этот метод не отличается от того, что происходит во время некоторых операций на открытом сердце, когда кровеносная система донора крови соединяется с кровеносной системой пациента, обеспечивая переливание насыщенной кислородом крови в режиме реального времени.

Хотя легкие насыщенные свиной кровью остались достаточно здоровыми для пересадки, возникла другая проблема. У реципиентов трансплантатов уже существует сильная реакция отторжения донора, а в легких, сохраненных с помощью свиной крови, было обнаружено большое количество свиных антител.

Яд кобры против свиных антител

Исследователи нейтрализовали иммуноглобулин свиной крови в легких с помощью фактора яда кобры — нетоксичного белка, содержащегося в яде кобры вида Naja kaouthia. Этот белок является стабильным аналогом белка, обнаруженного в иммунной системе человека. Но если человеческая версия действует максимум несколько минут, то фактор яда кобры остается стабильным в течение нескольких часов, что делает его идеальным для данного применения. Он отлично подавляет свиные антитела.

Через 24 часа после перекрестной циркуляции свиной крови, очищенной ядом кобры, донорские легкие сохранили глобальную архитектуру. Легкие даже улучшили общую жизнеспособность для пересадки.

Одно из возможных направлений, которым планируют заняться ученые, — это создание генетически иммунодефицитных свиней, которые могли бы поддерживать жизнеспособность легких без вторжения свиных антител.