Астрономы впервые наблюдали полярные циклоны на Уране

Ученые NASA впервые получили убедительные доказательства существования полярного циклона на Уране. Изучая радиоволны, излучаемые ледяным гигантом, астрономы обнаружили циклон вокруг северного полюса планеты. Полученные данные подтверждают общее правило: если планета Солнечной системы имеет атмосферу, эта атмосфера закручивается на полюсах.
Астрономы впервые наблюдали полярные циклоны на Уране
Циклоны на Уране. Съемка в различных частотах. NASA/JPL-Caltech/VLA

Мы очень мало знаем об Уране, а там идут удивительно интересные процессы

Ученые NASA впервые получили убедительные доказательства существования полярного циклона на Уране. Изучая радиоволны, излучаемые ледяным гигантом, ученые обнаружили циклон вокруг северного полюса планеты.

Ученым давно известно, что атмосфера Урана закручивается вокруг южного полюса. Снимок зонда NASA «Вояджер-2» метановых облаков показал, что ветры вокруг полюсов сильнее, чем над остальной частью планеты.

Используя радиотелескоп Very Large Array в Нью-Мексико, астрономы заглянули под облака ледяного гиганта и определили, что воздух на северном полюсе теплее и суше, чем в окружающих областях — это признак сильного циклона. Собранные в 2015, 2021 и 2022 годах наблюдения проникли в атмосферу Урана глубже, чем когда-либо прежде.

«Эти наблюдения многое говорят нам об Уране. Это гораздо более динамичный мир, чем все думали», — говорит ведущий автор работы Алекс Акинс из Лаборатории реактивного движения NASA. — «Это не просто голубой газовый шар. Там "под капотом" много чего происходит».

Изображение Урана, полученное зондом NASA «Вояджер-2» в 1986 году
NASA/JPL-Caltech

Полный год Урана составляет 84 года, и в течение последних десятилетий полюса планеты не были направлены на Землю. Но примерно с 2015 года ученые стали лучше видеть полюса и смогли глубже заглянуть в полярную атмосферу.

Ингредиенты для циклона

Циклон на Уране имеет компактную форму с теплым и сухим воздухом в ядре. Он очень похож на циклоны, обнаруженные космическим аппаратом «Кассини» на Сатурне. Благодаря этому открытию, циклоны (которые вращаются в том же направлении, что и их планета) или антициклоны (которые вращаются в противоположном направлении) теперь найдены на полюсах всех планет Солнечной системы, за исключением Меркурия. Но у него атмосфера практически отсутствует.

В отличие от земных ураганов циклоны на Уране и Сатурне не образуются над водой (ни на одной из планет нет жидкой воды), и они не дрейфуют: они заперты на полюсах. Исследователи будут внимательно следить за развитием этого недавно открытого циклона Урана в ближайшие годы.

«Представляет ли наблюдаемое нами теплое ядро ту же самую высокоскоростную циркуляцию, которую наблюдал "Вояджер"?» — задается вопросом Акинс. — «Тот факт, что мы все еще не знаем даже таких простых вещей об атмосфере Урана, действительно вдохновляет узнать больше об этой загадочной планете».