Палеонтологи обнаружили кладбище слонов, которому 5 миллионов лет

Сотрудники Музея естественной истории Флориды ведут работу в раскопе Монбрук. Здесь 5,5 миллиона лет назад протекала река и ее топкие берега, вероятно, стали настоящей ловушкой для древних слонов — гомфотериев. Здесь уже обнаружено 7 скелетов молодых особей и один — взрослого слона.
Палеонтологи обнаружили кладбище слонов, которому 5 миллионов лет
Гомфотерии включали много разных видов хоботных. Они распространились по всем континентам за время своего 20-миллионного существования. Florida Museum illustration by Merald Clark.

Берега древней реки стали настоящим кладбищем для животных миллионы лет назад и настоящим кладом для палеонтологов сегодня

Реки давно нет, но сохранившиеся окаменелости открыли палеонтологам панорамный вид на жизнь доисторической Флориды.

Джонатан Блох, куратор палеонтологии позвоночных в Музее естественной истории Флориды и его команда обнаружили скелеты древних слонов — гомфотериев — весной 2022 года. Отдельные кости гомфотериев находили в Монбруке и раньше, но таких полных скелетных останков ученые еще не встречали.

Палеонтологи обнаружили несколько полных скелетов, в том числе один взрослый и по меньшей мере семь — молодых особей. По оценкам ученых, рост взрослого животного составлял около 2,5 м в холке. С учетом бивней длина составляла более 2,8 м.

Исследователи и волонтеры Музея естественной истории Флориды обнаружили древние останки нескольких гомфотериев.
Florida Museum photo by Kristen Grace

По словам ученых, вероятно, животные погибли не одновременно. Они попадали в топкое место в разное время и увязали в грязи.

За последние семь лет палеонтологи, работающие в Монбруке, обнаружили самого древнего оленя в Северной Америке, самый древний известный череп саблезубой кошки смилодонтина, неизвестный вид вымершей цапли, короткомордого медведя. И вот теперь — целое кладбище гомфотериев.

Древние слоны — гомфотерии

Слонов и их вымерших родственников относят к отряду хоботными. До появления людей они жили почти на всех континентах кроме Антарктиды и Австралии. В отличие от своих более известных родственников — шерстистых мамонтов, которые появились и исчезли за относительно короткий срок — около 5 млн лет, гомфотерии жили более 20 миллионов лет.

Gomphotheres можно грубо идентифицировать по их бивням, которые имеют уникальную форму, ориентацию и рисунок полос, отличающихся в зависимости от группы.
Pedro Toledo, CC BY

Гомфотерии появились в Африке примерно 23 миллиона лет назад, а потом расселились по Европе и Азии. 16 миллионов лет назад они достигли Северной Америки, куда пришли через Берингов мост. Когда 2,7 миллиона лет назад Панамский перешеек поднялся над морем, гомфотерии уже «ждали» на берегу, чтобы перебраться в Южную Америку.

По пути гомфотерии приобрели несколько уникальных черт, которые позволили им жить в новых условиях. Кроме обычной пары верхних бивней, характерных для хоботных, некоторые гомфотерии имели еще пару на нижней челюсти. Некоторые виды гомфотериев использовали плоские бивни для соскабливания коры с деревьев.

Мамонты и слоны появились в Африке, а затем двинулись на север Евразии, следуя за гомфотериями и вытесняя их. К тому времени, когда люди прибыли в Америку, там осталось всего несколько видов гомфотериев, но и они быстро вымерли. Древние слоны столкнулись с быстрым изменением климата и интенсивной охотой со стороны новых обитателей континента. Последние гомфотерии исчезли в конце ледникового периода, вместе с большинством других видов крупных млекопитающих.