Ученые выяснили эволюционное значение мастурбации

Новые исследования, проведенные учеными Университетского колледжа Лондона, показали, что мастурбация служит эволюционной цели. Она повышает репродуктивный успех, поскольку приводит к сбрасыванию «старой» спермы. Это особенно важно в многосамцовых системах спаривания, где конкуренция между самцами высока. Мастурбация у самок встречается также часто, но она пока гораздо хуже изучена.
Ученые выяснили эволюционное значение мастурбации
Public Domain

Мастурбация имеет эволюционные причины и даже повышает репродуктивный успех у самцов. А вот с самками все сложно.

Мастурбация характерна для всего животного мира, но особенно распространена среди приматов, включая человека. Исторически это поведение считалось либо патологией, либо побочным продуктом сексуального возбуждения, а зарегистрированные наблюдения были слишком фрагментарны, чтобы понять его распространение, эволюционную историю или адаптивное значение.

Новые исследования, проведенные учеными Университетского колледжа Лондона показывают, что, как это ни удивительно, это поведение, по-видимому, служит эволюционной цели.

Результаты показывают, что мастурбация является древней чертой у приматов, и, по крайней мере, у самцов, она повышает репродуктивный успех и помогает избежать заражения инфекциями, передающимися половым путем (ИППП).

Доктор Матильда Бриндл и ее коллеги собрали крупнейший в истории набор данных о мастурбации приматов. Ученые проанализировали информацию из почти 400 источников, включая 246 опубликованных научных работ и 150 анкет и личных сообщений от приматологов и смотрителей зоопарков. На основе этих данных авторы проследили распространение аутосексуального поведения среди приматов, чтобы понять, когда и почему оно развивалось как у самок, так и у самцов.

Зачем это нужно

Unsplash.com

Команда обнаружила, что мастурбация имеет долгую эволюционную историю среди приматов и, скорее всего, присутствовала у общего предка всех обезьян и приматов (включая человека). Менее ясно, занимался ли мастурбацией предок других приматов (лемуров, лорисов и тирсиеров), в основном потому, что данные по этим группам более скудны.

Чтобы понять, почему эволюция привела к появлению этого, казалось бы, нефункционального поведения, доктор Бриндл с коллегами проверили несколько гипотез.

Гипотеза «посткопулятивного отбора» предполагает, что мастурбация способствует успешному оплодотворению. Это может быть достигнуто различными способами. Во-первых, мастурбация (без эякуляции) может повысить возбуждение перед сексом. Это может быть особенно полезной тактикой для низкоранговых самцов, которые могут быть прерваны во время копуляции. Во-вторых, мастурбация (с эякуляцией) позволяет самцам сбрасывать некачественную сперму, оставляя для спаривания свежие, высококачественные сперматозоиды, которые с большей вероятностью будут конкурировать со спермой других самцов. Исследователи нашли подтверждение этой гипотезе, показав, что мужская мастурбация эволюционировала в многосамцовых системах спаривания, где конкуренция между самцами высока.

Гипотеза «избегания патогенов» предполагает, что самцовая мастурбация снижает вероятность заражения ИППП после копуляции, поскольку уретра (основное место заражения многими ИППП) очищается эякулятом, полученным при мастурбации. Команда нашла доказательства в поддержку этой гипотезы, показав, что самцовая мастурбация развивалась одновременно с высокой нагрузкой ИППП на древе жизни приматов.

Значение мастурбации у самок остается менее ясным. Несмотря на то, что она встречается часто, существует меньше сообщений, описывающих ее, что снижает аналитическую силу статистики. Команда утверждает, что для лучшего понимания эволюционной роли мастурбации у самок необходимо больше данных о женском сексуальном поведении.

Доктор Бриндл говорит: «Наши результаты помогают пролить свет на очень распространенное, но малоизученное сексуальное поведение и представляют собой значительный прогресс в нашем понимании функций мастурбации. Тот факт, что аутосексуальное поведение может выполнять адаптивную функцию, повсеместно распространено среди приматов и практикуется представителями обоих полов, живущими в неволе и в дикой природе, свидетельствует о том, что мастурбация является частью репертуара здорового сексуального поведения».