«Спектр-РГ» открыл необычную сверхновую над плоскостью Галактики

Работа космической лаборатории предоставила учёным очередную информацию, которой до этого у специалистов не было.
«Спектр-РГ» открыл необычную сверхновую над плоскостью Галактики
Институт космических исследований Российской академии наук

Космическая лаборатория «Спектр-РГ» позволила учёным открыть новый необычный для специалистов объект.

Космическая лаборатория «Спектр-РГ» в ходе очередного сканирования неба нашла «круглый» объект, угловой размер которого в 8 раз больше видимого диаметра Луны. Объект, названный G116.6-26.1 по его координатам, специалисты считают остатком вспышки термоядерной сверхновой, взорвавшейся 40 000 лет назад, особенностью которой стали свойства газа взорвавшейся звезды.

Как подчеркнули в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), G116.6-26.1 находится не в плоскости Галактики, а на расстоянии в 4 тысячи световых лет над ней и в 10 тысячах световых лет от Солнца. Предполагается, что G116.6-26.1 образовалась в результате термоядерного взрыва белого карлика, произошедшего около 40 тысяч лет назад. Всё вещество звезды массой в 1.4 массы Солнца оказалось выброшено взрывом с громадной скоростью около 3000 км/сек, и сейчас остаток имеет гигантский физический размер диаметр около 600–700 световых лет.

«Подобное излучение характерно для равновесной астрофизической плазмы с температурой около 1–2 миллионов градусов. Основные характеристики спектра найденного нами объекта предполагают, что соотношение количества разных ионов в сгребенном газе должно было измениться не сильно по сравнению окружающим его невозмущенным газом. Это, вообще говоря, удивительно, поскольку можно было ожидать, что прохождение ударной волны, нагрев и увеличение плотности газа в несколько раз должно было поменять эти соотношения.

Наше объяснение состоит в том, что плотность газа даже после сжатия была очень мала, и время установления ионизационного равновесия оказывается дольше возраста сверхновой. В результате, мы наблюдаем пример «перегретой» плазмы, «помнящей» изначальное соотношение между количеством разных ионов. При этом заметно меняется эффективность столкновительного возбуждения наиболее важных переходов, и излучение в линиях кислорода повышается более чем в 10 раз в сравнении с равновесной ситуацией при той же температуре. Именно это обстоятельство, как мы считаем, делает найденный остаток сверхновой источником яркого рентгеновского излучения в линиях ионов кислорода, а также уникальной «живой» лабораторией процессов в неравновесной астрофизической плазме», — приводит ИКИ РАН слова к.ф.-м.н. Ильдара Хабибуллина, соавтора опубликованной в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society статьи.

Напомним, космическая лаборатория «Спектр-РГ» была запущена 13 июля 2019 года с космодрома Байконур. Его разработкой совместно занималось российское НПО имени Лавочкина и немецкое «Общество Макса Планка». На спутнике установлено два основных инструмента, телескопы eROSITA и ART-XC. Первый создан германской стороной, а второй — отечественного производства. Они отличаются диапазоном энергий воспринимаемого излучения: у российского прибора он больше, но при этом и порог чувствительности выше. «Спектр-РГ» — первая российская обсерватория, которая действует в окрестности точки Лагранжа L2 на расстоянии около полутора миллионов километров от Земли.