Mini App: зачем компаниям создавать мини-приложения и где их размещать
Супераппы предлагают пользователю через «одно окно» решать самые разные задачи: от оформления ипотеки и страхования жизни до вызова такси и поиска кулинарных рецептов.
Интеграция в крупную экосистему позволяет бизнесу:
- использовать аудиторию супераппа для привлечения пользователей;
- экономить на платных методах UA (User Acquisition) и ASO;
- получать дополнительную лояльность пользователей за счет размещения продукта в экосистеме с высокой степенью доверия.
Взаимодействие пользователя с интегрированными продуктами практически не требует усилий: не нужно устанавливать их на устройство и вводить свои данные для того, чтобы зарегистрироваться.
Еще один очевидный плюс создания приложений внутри супераппа — их невысокая стоимость. Это позволяет запускать свои продукты самостоятельным разработчикам и небольшим командам.
VK Mini Apps: открытая экосистема
VK — пример открытой экосистемы. Сторонние разработчики могут создавать и размещать здесь свои приложения. Плюсы открытых платформ: низкий порог входа и, как следствие, короткий TTM (Time To Market).
Месячная аудитория VK Mini Apps составляет 73 миллиона активных пользователей. В нем около 29 тысяч мини-приложений. Самые популярные — Еда, Такси, Объявления, Здоровье, Работа. Большинство проектов создано независимыми разработчиками, но есть и продукты от крупных компаний.
Особенности интеграции в VK Mini Apps
На платформе есть готовые шаблоны для мини-приложений. Простой продукт можно разработать за несколько дней, предварительно ознакомившись с правилами размещения сервисов на платформе. Главное — определиться с проблемой, которую он будет решать.
Чтобы сервис прошел модерацию для размещения в каталоге, он должен быть интересен широкому кругу пользователей. Мини-приложение с узким таргетом для публикации не подойдет, но его можно будет продвигать другими способами — например, репостами.
О том, как зарабатывать на мини-приложении, стоит подумать заранее. В VK есть три модели для его монетизации. Вы можете продавать товары или виртуальные ценности за деньги, обменивать виртуальные ценности на голоса или настроить рекламу. Есть возможность комбинировать все три модели или использовать их по отдельности. За совершенные внутри мини-приложений сделки экосистема берет комиссию.
Когда идея сформулирована, можно переходить к техническому проектированию. В Mini Apps с этим справится даже начинающий разработчик. На базе библиотеки UI элементов базовый интерфейс можно сделать за пару часов. Все остальное — работа над серверной логикой. Тестирование платформа берет на себя.
Яндекс Go: закрытая экосистема
На закрытых платформах поставщиком товаров и услуг выступает либо сама компания-организатор, либо аффилированные с ней партнеры. По этой модели работает приложение Яндекс Go. Оно объединяет только сервисы компании: Доставка, Еда, Лавка, Маркет, Город. Аудитория приложения составляет более 30 миллионов активных пользователей.
Особенности интеграции в Яндекс Go
Яндекс шел к супераппу постепенно. Сначала в приложение Такси добавили грузоперевозки. Потом — Лавку и Еду. Затем — доставку. Компания не включает в экосистему все свои сервисы подряд. Они проходят отбор, исходя из ключевых потребностей пользователей.
Основная идея универсального приложения — сделать жизнь людей проще. По словам директора по маркетингу Яндекс Go Дарьи Золотухиной, развитие суперприложения — это постоянная эволюция в сторону персонализации и контекстных сценариев: «Чем больше фидбэка пользователей мы получаем, тем больше у нас данных, чтобы совершенствовать удобство и релевантность предложений в супераппе».
Например, в Яндекс Go после поездки водитель выставляет пассажиру оценку по пятибалльной шкале. Кроме количества «звезд», он указывает причину низкой оценки: клиент хамил, вел себя неаккуратно. Рейтинг нужен для защиты водителей от потенциально проблемных пассажиров. Если водителю не нравятся оценки пользователя, он может отменить заказ, и Яндекс его за это не оштрафует.
На вопрос о том, могут ли в будущем в Яндекс Go появиться сторонние сервисы, в компании отвечают, что рассматривают разные варианты. Яндекс уже предлагает большой набор услуг в рамках одной экосистемы, но постоянное наращивание позиций — необходимость в онлайн-ритейле.
Тинькофф: гибридная экосистема
Гибридная система отдельные направления оставляет за собой, а остальные открывает для сторонних компаний. По этой модели работает суперапп Тинькофф.
Компания сама разрабатывает финансовые сервисы, а размещать небанковские продукты на платформе могут сторонние разработчики. В приложении реализованы сервисы Афиша, Товары, Услуги, Кэшбэк, Топливо, Рестораны, Путешествия, Мой авто. Ежемесячная аудитория приложения — 10 миллионов пользователей.
Особенности интеграции в Тинькофф
Интеграция внешних партнеров происходит по различным сценариям. Для среднего, малого и микро-бизнеса доступно быстрое подключение через Open API по принципу App-in-App. Партнеры загружают свои данные, выбирают категорию услуги, проходят модерацию, появляются на вкладке «Сервисы» в супераппе и получают доступ к личному кабинету, в котором могут обновлять контент. Интегрироваться в экосистему можно по модели white label или под своим брендом.
«Компания-партнер должна быть достаточно смелой и поворотливой, с хорошим сервисом и хорошим уровнем диджитализации, — отмечает Анна Михина, руководитель отдела по развитию мобильных приложений Тинькофф Банка. — Мы хотим быть уверены, что она не будет агрессивно продавать, спамить предложениями своих услуг, заваливать клиентскую базу email- и push-уведомлениями».
Возможные формы сотрудничества — оплата за лид и комиссия. Так как партнеры очень разные, стоимость лидов тоже разнится. Размер комиссии также зависит от категорий товаров: в среднем он составляет 10-15%. Эта сумма возвращается на счет клиента в виде кешбэка.
Не будет ни приложений, ни мобильных сайтов — одни супераппы?
По прогнозу Morgan Stanle, оборот многофункциональных приложений Тинькофф, Яндекс, Сбербанк, и VK к 2025 году достигнет $134 млрд при среднегодовых темпах роста 21%.
Известно, что над созданием суперприложений также работают в компаниях Delivery Club и Магнит. Внимание к разработке по данной модели появилось и со стороны государства: к концу 2022 года Минцифры планирует создать мобильное приложение для чиновников и сделать супераппом портал Госуслуги.
Суперприложения имеют доступ к огромному объему информации: они знают, на что пользователь тратит деньги, как и с кем проводит свободное время, где бывает, что покупает, ест и многое другое. Интеграция проекта в такую экосистему открывает широкие возможности для его развития.
Материал подготовлен Friflex