«Кто балуется со светофором?» Питерские трамваи будут сами включать себе зелёный свет

В Санкт-Петербурге идёт установка первой в России сети подключённого транспорта V2X. Она будет обслуживать трамваи, давая им приоритет на перекрёстках.
«Кто балуется со светофором?» Питерские трамваи будут сами включать себе зелёный свет
Artem Svetlov / Википедия

Трамваи перевозят больше людей, чем легковые автомобили или автобусы, при этом отнимая меньшую площадь в городском пространстве. При этом они экологичнее и безопаснее, чем даже электробусы и электросамокаты.

Есть одна ложка дёгтя: трамваи ещё и самые беспомощные в любых транспортных коллизиях. Каждый, кто ездил на трамвае, мог убедиться, что в плотном потоке они пробираются с трудом, потому что не могут маневрировать и объезжать препятствия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трамваи получат контроль над светофором

Власти Санкт-Петербурга сейчас пытаются решить эту проблему с помощью технологий подключённого транспорта V2I (vehicle-to-infrastructure). Как раз сейчас питерцы могут наблюдать, как на столбах светофоров монтируют новые шкафчики – так называемые «устройства дорожной инфраструктуры» (road-side unit, RSU). В них находится модуль беспроводной связи и модуль управления фазами светофора. До конца года таких RSU будет установлено 70 штук – на всех регулируемых перекрёстках, где есть трамвайные рельсы.

Затем, до конца года город готовится закупить 138 трамваев, на которые на заводе будут установлены «бортовые устройства» (on-board unit, OBU), которые позволят им обмениваться данными со светофорами. Таким образом, водители трамваев смогут менять фазы светофора, устраивая себе «зелёную волну».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В России это будет первый масштабный проект применения технологий подключённого транспорта V2X для практических, а не исследовательских целей. В вопросах подключённого транспорта трамвайщики Питера обогнали российских автопроизводителей, которые с V2X работают уже около пяти лет, но пока без практической пользы для обычных водителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
https://www.fort-telecom.ru/en/en-home
https://www.fort-telecom.ru/en/en-home
Форт-Телеком
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Городу меньше расходов на транспорт

Власти Питера надеются таким образом сэкономить на общественном транспорте. Получив приоритет на перекрёстках, трамваи будут реже задерживаться. По данным испытаний в Петербурге и Перми, проведённым российской компанией «Форт-Телеком», это экономит 5 минут на каждые 10 километров маршрута. А это даёт экономию около 120 миллионов рублей в год.

Значит, можно обслужить то же число пассажиров при меньшем размере парка. Если всё пойдёт гладко, модулями подключения оснастят и троллейбусы Петербурга.

Подождите, но как же другие виды транспорта?

Эффективность всей системы городского транспорта зависит не только от трамваев. Что если вагоновожатые будут слишком активно «жать на кнопку», не давая проехать легковым автомобилям и автобусам? Не приведёт ли это к образованию пробок и транспортному коллапсу, который в конце концов заденет и сами трамваи?

Ответ мы получим в будущем году, наблюдая за проектом V2X в Питере.