Новая реальность: как экзоскелеты постепенно станут частью нашей жизни

Экзоскелеты появляются в новостях нечасто и кажутся вещью из будущего – наравне с летающими такси и роботами-андроидами. Однако такие решения сегодня не только разрабатываются, но уже внедряются в реальное производство. Ученые из курского юго-западного государственного университета (юзгу) создали экзоскелет для тяжелых работ, и на каждом этапе им помогали испытатели, проверявшие систему в самых суровых условиях. Редакция TechInsider пообщалась с Виктором Диконенко, главным инженером «Норильсктрансремонта», который лично тестировал эти экзоскелеты – на себе и своих коллегах.
Новая реальность: как экзоскелеты постепенно станут частью нашей жизни
архив

ЭКЗОСКЕЛЕТ

Масса конструкции: до 24 кг

Грузоподъемность: до 65 кг

Оператор: рост 165–195 см, вес 60–100 кг

Зачем нужны экзоскелеты на тяжелом производстве?

Мы живем при капитализме, поэтому от каждого человека требуется максимальная отдача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Те задачи, на которые прежде не обращалось никакого внимания, теперь приходится оптимизировать, чтобы решать их быстрее или меньшими ресурсами. Для этого мы очень активно используем инструменты механизации и вспомогательное оборудование – все, что экономит время и увеличивает возможности сотрудников. То же самое с экзоскелетом: по сути, это расширение потенциала человека для более эффективной работы. Допустим, необходимо поменять 60-килограммовую задвижку на линии тепловода снабжения на высоте 1,3 м, причем в стесненных условиях. Сегодня для этого нужны три человека: два держат задвижку, один меняет болтовые соединения; на все уходит минимум 3 мин. 28 с. С экзоскелетом для такой работы достаточно одного сотрудника, хотя он потратит на 20 с больше. Освободившиеся люди в это время могут работать где-то еще, ведь любому дорогостоящему оборудованию ремонт требуется постоянно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
У опытного оператора надевание экзоскелета занимает около пяти минут, а на то, чтобы снять, уходит всего минута. Стандартный срок обучения работе с ним – 42 ч.
У опытного оператора надевание экзоскелета занимает около пяти минут, а на то, чтобы снять, уходит всего минута. Стандартный срок обучения работе с ним – 42 ч.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего начались испытания?

В 2017 году мы приняли участие в одном из инновационных проектов «норникеля» – внедрении экзоскелетов на промышленном производстве.

Ученым с кафедры механики, мехатроники и робототехники ЮЗГУ в Курске было передано техническое задание, и через некоторое время нам отправили первый опытный образец. Тогда компания провела отбор специалистов для проведения испытаний системы – людей, которые, как говорится, «ходят по земле». В эту команду попал и я – думаю, что не зря. Большинство коллег, увидев присланный образец, решили, что это ужас: к нему даже приближаться страшно, не то что на себя надевать. Я же сразу заинтересовался темой: да, агрегат пока неудобный и опасный, но давайте доведем его до ума. Вы, ученые, теоретики, – и мы, практики, инженеры, рабочие. Ну и пошло-поехало. На сегодняшний день существует уже семь версий экзоскелета, и каждая из них – это определенный этап разработки, которая длилась почти четыре года. В итоге ученые создали уникальную систему, простую и надежную, а наша команда в «Норильсктрансремонте» проводила испытания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему именно в Норильске?

Создатели экзоскелета не в состоянии учесть все негативные факторы, с которыми можно столкнуться на реальном производстве, тем более на крайнем севере.

Это и экстремально низкие температуры, и движение по сложной неустойчивой поверхности, и стесненные условия, в которых часто приходится работать. Именно поэтому Норильск, я думаю, подходит для испытаний такого оборудования лучше любого другого места.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приведу пример из жизни. В экзоскелете есть дополнительная лебедка, которая приводится в действие электродвигателем. Поначалу разработчики не учли электромагнитные воздействия, и, когда мы начали тестирование рядом с электропечами, микросхемы, конечно, не выдержали. То же касается воды. Все эти проблемы мы выявили, решили и на выходе получили стопроцентно эффективный агрегат с защитой от электромагнитных полей и влаги. Вся система (не считая лебедки) механизирована, в самом экзоскелете нет ни одного электропривода.

Или другой пример: при изготовлении набедренных элементов, которые поддерживают спину, в экзоскелете сначала использовали пневматику, накачивая ее сжатым воздухом. Но когда попробовали работать при экстремально низких температурах, до –40 °С, образовался конденсат – и сегмент конструкции пришел в негодность. Если бы это были не испытания, а реальная задача, то человек в экзоскелете получил бы травму. В итоге в проект внесли изменения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как проходили испытания экзоскелета?

Сначала нам предложили просто «немножко поработать» в нем.

Но ученые не представляют, что это значит на практике. Как мы должны работать? Что именно следует делать в экзоскелете? При создании нового оборудования нужно ясно понимать, где и каким образом оно будет использоваться. Поэтому мы сами придумали набор тестов – действий и операций, которые постоянно встречаются на производстве: статическое удержание и перемещение грузов, проведение ремонта с заменой агрегатов и деталей и т.д., причем в разных условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доводилось ли вам пробовать аналогичные зарубежные системы?

Погрузившись в тему, мы начали постепенно разбираться в том, что происходит в области экзоскелетов в мире, прежде всего в Японии и Западной Европе.

И обнаружили, что зарубежные модели похожи скорее на яркие конфетки, чем на реальное оборудование для тяжелой промышленности. Они совершенно не отвечают потребностям производства, тем более российского. Вспоминается один японский экзоскелет, напичканный электроприводами и рассчитанный на подъем 15 кг груза. Да у нас в цехе любой рабочий поднимет 25 кг, не напрягаясь. Зачем ему эта сложная и дорогая конструкция?..

Экзоскелет способен принимать на себя до 90% веса поднимаемого груза, снимая напряжение с рук, спины и поясницы.

Кроме того, наши изделия в разы дешевле. За рубежом один узел верхних или нижних конечностей может стоить пару десятков тысяч евро. Это не значит, что у нас все совсем просто и нетехнологично. Промышленные дизайнеры нашпиговали российский экзоскелет разными умными штуками. Например, если груз превышает положенные 65 кг, лебедка отключится автоматически. Газоанализатор и датчики освещенности контролируют состояние окружающей среды, в случае опасности сработает световая сигнализация. Есть даже принудительное удаленное управление: оператор может подсоединиться к устройству со своего планшета и с помощью встроенных видеокамер посмотреть, что делает сотрудник. И если заметит экстренную ситуацию, вправе отключить экзоскелет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как воспринимают новинку сами рабочие?

Мы заметили интересную особенность: чем позитивнее настроен человек, тем проще ему работать в экзоскелете.

И наоборот, у сотрудника, который изначально относится к такой технологии отрицательно, ничего не получится. Они не будут «чувствовать» друг друга: человек движется в одну сторону, а вся конструкция – в другую... Этому можно научиться, но сперва нужно быть готовым к взаимодействию с машиной. Сейчас мы уже разработали программу подготовки специалистов, практическое обучение новой профессии – «оператор промышленных экзоскелетов».

Испытания конструкции проводились также в компаниях «Северсталь», «РУСАЛ» и «Газпром нефть».

Думаю, с экзоскелетом будет так же, как с аккумуляторной техникой. Когда она только появилась в Норильске, все говорили, мол, зачем это нужно, и без нее можно справиться... А сейчас такие инструменты есть у каждого. Да, наше общество достаточно консервативно, новые решения сходу обычно отвергаются, но тут главное – людей научить. Показать, что без современных решений производство быстро станет неконкурентоспособным.