Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог
![Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bdb/bdb508febb67db87b80081ffcf09be26_ce_1024x683x0x0_cropped_510x340.webp)
Однако сейчас рельсовый транспорт переживает настоящий ренессанс. Даже в США, стране развитого автомобилизма (переразвитого, как мы думаем), ежегодно открывается несколько новых трамвайных линий, а власти Калифорнии готовятся запустить первый в стране поезд-пулю.
И попробуйте вспомнить: сеть каких транспортных путей в Москве растёт быстрее всего?
![Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов. Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/132/132edf43641218ea9042c9aa524da2c1_cropped_510x383.webp)
Чемпионы эффективности
Если задействован эффект масштаба — большой объём грузов или пассажирских перевозок, большие дистанции — поездам нет равных по эффективности. Чтобы перевезти тот же объём грузов железной дорогой, нужна меньшая площадь земной поверхности и меньше энергии, чем при автомобильных перевозках. Вот несколько примеров.
- По узкоколейной линии в ЮАР длиной 894 км ежедневно проходят несколько товарных составов, каждый из которых везёт 40000 тн руды. Попробуйте посчитать, сколько грузовиков нужно, чтобы выполнить тот же объём перевозок, что и узенькая полоска железной дороги.
- Одна трамвайная линия способна за день пропустить в 3 раза больше пассажиров, чем выделенная полоса для автобусов.
- Поезд Eurostar проезжает от Лондона до Парижа, тратя в 10 раз меньше энергии, чем авиалайнер на том же маршруте.
![Это — максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда. Это — максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d32/d32af41e00fd1efb989ef684f1a4b3a0_cropped_510x332.webp)
Встанут ли беспилотные автомобили на рельсы?
Может ли получиться так, что асфальтовые дороги исчезнут, а вместо них везде будут проложены рельсы? Это вряд ли произойдёт скоро, но такой сценарий тоже возможен. За него говорят два фактора.
Ответ — шины. Самый чистый электромобиль не станет экологичным, пока ездит по асфальтовым дорогам на резиновых шинах. Стираясь об асфальт, они образуют большой объём токсичной пыли. Кроме этого, сопротивление качения резиновых колёс в разы выше, чем стальных колёс поезда по рельсам.
![Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная. Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bdc/bdc53becde3a85e7f4d18a5bf3d9aa30_cropped_450x600.webp)
Развитие систем помощи водителю и умных транспортных систем привело к тому, что от водителя зависит всё меньше: мы строго следуем полосе и рекомендуемой скорости, повинуемся дорожным знакам, электроника поддерживает дистанцию до едущего впереди автомобиля. Фактически, едем по виртуальным рельсам.
Технологические прогнозы — дело неблагодарное. Но в Новый год, как никогда, хочется заглянуть в будущее, и меня потянуло на размышления.
А какое развитие транспорта вам кажется наиболее вероятным? Жду в ответ ваше мнение.