РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Место для одного: когда самолетом будет управлять только один пилот

Авиакомпании хотят поскорее приблизить момент, когда экипаж самолета станет одночленным. Регуляторы и производители смотрят на это с осторожностью. О перспективах, плюсах и минусах такого новшества рассказал доктор технических наук, заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление летательных аппаратов» МАИ, руководитель лаборатории НЦМУ «Сверхзвук» Александр Ефремов.
Место для одного: когда самолетом будет управлять только один пилот

Почему возник вопрос замены двух пилотов на одного? 

Мы постепенно движемся к переходу к одночленному экипажу, работа в этом направлении сейчас ведется во всем мире. Всего два основных мотива: экономия средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора: согласно статистике ИКАО, примерно 75% авиационных происшествий связано именно с ним. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого, уменьшение состава пилотов на борту связано с компоновкой самолетов. Целый ряд организаций работает над созданием нового концепта и проведением фундаментальных исследований по новому поколению сверхзвукового пассажирского самолета. Чтобы летать на сверхзвуковых скоростях, такой летательный аппарат должен иметь очень узкий фюзеляж, а значит два пилота там не разместятся.

Как будет осуществляться переход с технической точки зрения? Ведь должны измениться наземная инфраструктура, передача информации, сама кабина пилота.

Оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые выполняют левый и правый пилоты, – очень непростая задача. Особенно на взлете и посадке, где идет максимальное взаимодействие обоих членов экипажа. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первую очередь, должно быть произведено много работы по средствам отображения информации. Необходимо, чтобы самолет легко пилотировался как при штатных, так и нештатных условиях. 

Касательно взаимодействия с землей при нештатных ситуациях: одной из современных тенденций является возможность передачи управления самолетом наземному экипажу. Это очень сложная и дорогая задача. И, безусловно, надежность всех систем должна быть на порядок выше. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про системы – очень интересный вопрос. Ведь все больше функций по управлению самолетом передается от человека к компьютеру. Какая работа сейчас ведется в этой области?

Сейчас в МАИ интенсивно работают над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора на авиапроисшествия. Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит летчика, которому не придется следить за десятком приборов. 

Испытания дисплея в экстремальных условиях уже доказали его эффективность. Такой способ представления информации позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.  

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько сложно посадить огромный самолет силами наземной службы?

Это можно сделать, но есть ряд специфических проблем. Например, сигнал с земли на самолет может запаздывать до 1,5 секунд. Это немало, и в режиме ручного управления может привести к катастрофе. Мы работаем над тем, чтобы компенсировать это разработкой определенных алгоритмов, но пока все работы находятся на научно-исследовательском уровне. Новшества требуют многолетней доработки.

Когда самолетом будет управлять только один пилот? 

Это перспектива не 2-3 лет. Вероятно, самолетом будет управлять один пилот где-то лет через 20.

Быстрому переходу мешает не только решение технических задач. Тут еще стоит и психологический вопрос. Согласитесь ли вы сесть в самолет с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос. 

Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться.

Загрузка статьи...