Есть ли у авиалайнера противоугонная система

А если нет, то что удерживает злоумышленников от похищения самолёта – скажем, для перепродажи в третьи страны?
Есть ли у авиалайнера противоугонная система
Naddsy, Wikipedia. CC2.0
Этот вопрос был задан на сайте вопросов и ответов Quora и собрал комментарии нескольких гражданских и военных пилотов.

Они подтвердили, что противоугонки у больших самолётов и вертолётов, действительно, нет. На маленьких аэропланах примитивные охранные системы ещё можно встретить. Дверца кабины запирается простеньким «почтовым» замком – для защиты, скорее, от вандалов, чем от угонщиков. Самый лучший способ охраны, который используют многие частные пилоты – снимать на стоянке какую-то стандартную деталь, вроде магнето, без которой запустить двигатель невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что останавливает возможных угонщиков

В первую очередь, сложность процедуры, говорят пилоты. Чтобы разобраться в куче рычажков, кнопок и циферблатов, которыми усеяна кабина (на фото выше — пример Airbus A380), нужно пройти обучение – и не просто общее, а инструктаж для конкретной модели летательного аппарата.

На этом сложности только начинаются. Оцените, сколько действий нужно совершить тому, кто проникнет в салон, чтобы выехать на взлётную полосу:

  • проникнуть на лётное поле или в ангар,
  • добыть аэродромный тягач и завести его,
  • присоединить тягач к самолёту, чтобы отвести его от посадочного терминала,
  • убрать башмаки из-под колёс,
  • забраться в кабину и отключить парковочный тормоз,
  • запустить вспомогательный генератор,
  • наверное, можно не продолжать...
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая причина – бесперспективность угона. В мире не так много самолётов и за каждым из них ведётся пристальный контроль не только со стороны авиакомпании и аэродромных служб, но и различных инспекций, так что проследить путь угонщиков будет очень просто. По этой причине чёрного рынка больших самолётов в мире не существует. «Если вы достаточно умны, чтобы суметь без спроса поднять "Боинг" в воздух, вам хватит соображения не делать этого», – заметил один пилот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исключения иногда случаются

10 августа 2018 года некто Ричард Расселл, водитель аэродромного тягача, сумел-таки угнать турбовинтовой двухмоторный лайнер Bombardier Q400 из аэропорта Сиэттла в США.
10 августа 2018 года некто Ричард Расселл, водитель аэродромного тягача, сумел-таки угнать турбовинтовой двухмоторный лайнер Bombardier Q400 из аэропорта Сиэттла в США.
William Musculus, Wikipedia. CC2.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На аэродроме хватились, лишь когда он пошёл на взлёт. Тут же на его перехват были подняты два перехватчика. Расселл вышел на связь с диспетчерами и признался, что определённой цели у него не было, и сам предположил, что у него возникли проблемы с психикой. Диспетчеры уговорили его попробовать посадить самолёт на военную авиабазу, но он отказался, сказав, что вряд ли справится и не хочет случайно причинить кому-либо вред. Расселл разбился на пустоши. Следователи предположили, что он мог сам научиться управлять самолётом, расспрашивая лётчиков об устройстве самолёта и играя на видеосимуляторах, но обучения в лётной школе он не проходил.