Все началось с зимородка! Вот почему у японского поезда-пули такой удивительный нос

Этот «клюв» — один из самых интересных примеров биомимикрии в технике.
Все началось с зимородка! Вот почему у японского поезда-пули такой удивительный нос
spaceaero2, Wikipedia. CC3.0
Когда Япония стала первой страной, запустившей движение скоростных поездов, все жители гордились и радовались. Кроме тех людей, что жили рядом с железнодорожными тоннелями.

Выезд поездов из тоннеля сопровождался сильным звуковым ударом, разносившимся далеко вокруг. Поскольку население не переставало жаловаться, в 1997 году руководство системы Синкансэн попросило инженера Эйдзи Накацу, главу по техническому развитию, решить акустическую проблему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Загадка зимородка

Неизвестно, нашел бы Накацу ответ или нет, если бы не его хобби — инженер был страстным натуралистом и членом Японского общества любителей диких птиц. Он заинтересовался способностью зимородков нырять с большой скоростью, входя в воду почти без всплеска.

Зимородки умеют входить в воду почти без всплеска благодаря форме клюва.
Зимородки умеют входить в воду почти без всплеска благодаря форме клюва.
Shantanu Kuveskar, Wikipedia. CC4.0

Накацу предположил, что ключом к тайне зимородка стала форма его длинного клюва, и предложил провести испытания моделей поездов с разной формой оконечностей. Оказалось, что нос, наиболее похожий на обводы головы птицы, действительно создает наименее резкий звуковой фронт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Синкансэн — пример удачной биомимикрии

Появившиеся в 1999 году новые поезда серии 700 удивили всех своей необычной формой. Начиная с них, все составы линии Синкансэн стали выглядеть подобным образом.

Эта форма оказалась выгодной и с точки зрения аэродинамики.

Благодаря ей удалось увеличить скорость на изгибах пути и сократить время движения поезда по маршруту.

Любите смотреть видео, а не читать? Этот 7-минутный фильм рассказывает о создании клювоносых поездов (смотреть с русскими субтитрами).

Нажми и смотри