«А теперь все вместе»: как поезд тормозит сразу всеми вагонами

Тормозная система поезда достойна удивления, ведь она позволяет машинисту из головы состава синхронно управлять торможением нескольких десятков вагонов.
«А теперь все вместе»: как поезд тормозит сразу всеми вагонами
Bontrager, Panoramio. CC3.0
Локомотив и вагоны оснащаются несколькими тормозными системами разных типов.

Для штатной остановки обычно используются две:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • электрический тормоз на локомотиве и

  • пневматический автотормоз, одновременно срабатывающий на всех вагонах.

Электрический тормоз

Это не отдельное устройство, а режим тяговых электромоторов локомотива, в котором они работают как генератор тока, отбирая энергию механической инерции поезда и превращая её в электричество.

Использование электрического тормоза даёт железной дороге возможность убить двух зайцев: плавно снижать скорость составов, при этом возвращая часть потраченной электроэнергии.

Пневматический автотормоз

Если вы видели сцепное устройство вагона, то обратили внимание, что рядом с ним болтается толстый шланг.

  • Эти шланги принадлежат к пневматической тормозной системе, которая объединяет локомотив и все вагоны.

  • Ещё на каждом вагоне установлены баллоны со сжатым воздухом (запасные резервуары),

  • система клапанов и

  • тормозные цилиндры, механически соединённые с тормозными колодками на колёсах.

  • А локомотив оборудован компрессорами, накачивающими воздух в систему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тормозной цилиндр, воздухораспределитель и запасной резервуар пневматического автотормоза на грузовом вагоне. Фото
Тормозной цилиндр, воздухораспределитель и запасной резервуар пневматического автотормоза на грузовом вагоне.
Sergeev Pavel, Wikipedia. В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кран машиниста управляет работой пневматического автотормоза. Фото
Кран машиниста управляет работой пневматического автотормоза.
Ural-66, Wikipedia. CC1.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот как это происходит:

  • Когда тормоза не нужны, компрессоры накачивают сжатый воздух в резервуары на баллонах – этот режим на языке железнодорожников называется «зарядка».

  • При торможении машинист краном переводит систему в режим «отпуск». Открываются клапаны, перепускающие воздух в тормозные цилиндры, и те прижимают тормозные колодки к ободам колёс.

  • Когда торможение заканчивается, воздух выбрасывается из тормозных цилиндров.

  • После этого всей системе нужно некоторое время, чтобы перезарядить баллоны.

Поэтому к использованию тормозной системы машинисты должны подходить расчётливо.

Предпочитаете смотреть видео? Тогда вам подойдёт 10-минутный ролик от канала «ПодСтук».

Нажми и смотри