Почему самолёты пачкаются: разве в небе есть грязь?

В отличие от автомобилей, самолёты не захлёстывает грязь из-под колёс. Несмотря на это, механические птицы обрастают грязюкой с удивительной скоростью.
Рома Назаров
Рома Назаров
Почему самолёты пачкаются: разве в небе есть грязь?
Steven, Flickr. CC2.0
Мы называем небо воздушным океаном. Правильнее было бы говорить «воздушно-пылевой».

Особенно это касается атмосферы над мегаполисами, в которых находится большинство крупных аэропортов. Небо над ними – это плотная взвесь из пыльцы, сажи из выхлопных труб, микрочастиц резины из-под колёс, бытовой и промышленной пыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пыль охотно пристаёт к фюзеляжу и крыльям авиалайнера, пролетающего через эту массу, по двум причинам:

  • электростатический заряд планера создаёт электростатическую силу притяжения (силу Кулона),

  • пыль легко липнет к поверхностям, покрытым антиобледенительной жидкостью или мокрой после пролёта через облака.

Чистота залог... чего?

В аэропортах часто можно видеть очень грязные самолёты. Как правило, это машины небольших авиакомпаний, летающие на небольшие дистанции. Они экономят на мойке, потому что пока лайнер чистят, он простаивает и не зарабатывает доход.

P-3C Orion американских ВВС моют на военной базе в Осаке. фото
P-3C Orion американских ВВС моют на военной базе в Осаке.
Shannon R. Smith, U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напротив, те компании, которые летают на дальних линиях, очень ответственно относятся к чистоте, потому что это заметно влияет на экономичность и грузоподъёмность. Грязь, покрывающая крупный авиалайнер, может весить до 1 тонны и заметно увеличивает аэродинамическое сопротивление.

В 1980-х годах авиакомпания Air New Zealand оценила, что регулярная мойка самолётов экономит 5-10% топлива.