Что будет, если дирижабль поставить на рельсы: взлет и падение рельсового цеппелина

«А что если сделать поезд по образу и подобию дирижабля?» Наверное, так думал немецкий инженер Франц Крукенберг, создавая первый в мире скоростной поезд. Получился левиафан, десять лет с ревом носившийся по железным дорогам Германии.
Что будет, если дирижабль поставить на рельсы: взлет и падение рельсового цеппелина
Franz Jansen (†), Erkrath | Wikipedia, CC3.0
К концу двадцатых годов паровозы достигли предела развития, за которым дальнейший рост скорости был практически невозможен.

Еще двадцать-тридцать лет они будут царствовать на железных дорогах, но уже тогда стало ясно, что паровой машине нужно искать альтернативу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиационный инженер Франц Крукенберг ничтоже сумняшеся решил, что раз авиаторы достигли гораздо больших скоростей, чем железнодорожники, то и поезд будущего надо делать по образу и подобию самолета. Точнее, цеппелина – большие дирижабли как раз тогда переживали золотую эпоху своей истории.

Рельсовый цеппелин
Моторизованный вагон, созданный им (такие поезда называют мотрисами), был построен на алюминиевом каркасе, обтянутом парусиной, и обтекаемой формой напоминал баллон дирижабля. Благодаря такому решению 25-метровый вагон весил всего 20 т.
Bundesarchiv, CC3.0

Спереди и сзади по одной колесной паре, в середине салон на 40 пассажиров, в задней части – авиационный 12-цилиндровый мотор BMW нехилой мощностью 600 л. с., присоединенный к толкающему винту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шиненцеппелин

Так его назвали в Германии (дословно «рельсовый цеппелин» с немецкого). Фактически, Крукенберг создал первый скоростной поезд в истории.

Уже в одном из первых испытаний вагон достиг 200 км/ч, а поэкспериментировав с разными винтами, испытатели выжали 230 км/ч. И сейчас такую скорость развивают далеко не все скоростные поезда, а сам «Шиненцеппелин» более 20 лет оставался самым быстрым поездом мира.

Рельсовый цеппелин
Винт норовил затянуть потоком воздуха стоящих на перроне пассажиров.
Bundesarchiv, CC3.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорость скоростью, но и недостатки у рельсового дирижабля были серьезные: не было заднего хода, он не мог взобраться в горку, а винт норовил затянуть потоком воздуха и порубить в капусту стоящих на перроне пассажиров.

После десяти лет испытаний поезд разобрали и программу испытаний закрыли.

В одном Крукенберг оказался прав: обводы поезда должны быть каплевидными, как у дирижабля. Заметьте, что современные скоростные поезда имеют ту же форму.