Как Нидерланды стали самой велосипедной страной в мире

Все могло случиться иначе: в середине прошлого века страна чуть не потеряла свою велосипедную культуру, но сумела ее возродить и даже усовершенствовать.
Рома Назаров
Рома Назаров
Как Нидерланды стали самой велосипедной страной в мире
Dutch Review via Truesharing.ru
Весь 19 век и вплоть до середины 20-го любовь голландцев к мускульным двухколесникам быстро росла.

Сейчас даже историки затруднятся сказать точную причину, почему народ Нидерландов в те годы пошел другой дорогой, нежели прочая Европа. Но есть масса фактов, которые подтверждают этот факт. Даже монархи этой страны призывали граждан использовать велосипеды и сами показывали пример. Еще в начале 20 века великов в стране было больше, чем автомобилей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, дело в голландской рачительности и практичности, помноженных на маленькие расстояния — страна эта маленькая — и неторопливый размеренный образ жизни. Но это только предположение.

Как голландцы потеряли велосипедную культуру...

Виноват в этом был пресловутый план Маршалла по восстановлению Европы. Из США хлынул поток долларов и товаров, в том числе автомобили. Стала расти их популярность и в рассматриваемой нами стране. А популярность велосипедов покатилась вниз — ежегодно их поголовье падало на 6%. Голландские города - Амстердам, Роттердам, Антверпен и другие — перестраивали целыми кварталами под движение автомобилей.

...и вернули

Однако с ростом числа машин и скоростей стало расти и количество аварий на дорогах. В 1971 году страна поставила печальный рекорд: на дорогах погибло около 3300 человек, включая 400 детей. Это вызвало такой шок, что люди начали протестовать против автомобилей. Наибольший вклад в эти протесты внесла социальная кампания Stop de Kindermoord («Перестаньте убивать детей»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Протесты против автомобилей в Амстердаме, 1970-е годы. фото
Протесты против автомобилей в Амстердаме, 1970-е годы.
bicycledutch.wordpress.com via Truesharing.ru

Довершил дело нефтяной кризис 1973 года, когда цены на нефть взлетели в четыре раза. Тогда и правительство осознало, насколько опасно зависеть от ископаемого топлива. И история покатилась... вспять? С одной стороны, да — голландцев снова призывали пересесть на велосипеды.

Но кое-что изменилось по сравнению с первой половиной 20 века. Если раньше велосипедное движение развивалось несколько стихийно, то на этот раз страна подошла к этому осознанно. Появилась знаменитая голландская велосипедная инфраструктура и законодательство, а скорость автомобилей в городах стали ограничивать лежачими полицейскими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом 9-минутном видеоролике показан Амстердам 1972 года, за год до пресловутого разворота. Обратите внимание, как мало на улице велосипедов.

Нажми и смотри