Байкальский экспресс или куда исчез удивительный русский ледокол

105 лет назад мир лишился уникального корабля, в котором сочетались железнодорожный паром и победитель льдов.
Байкальский экспресс или куда исчез удивительный русский ледокол
Michael Myers Shoemaker / Wikipedia
В конце 19 века европейскую часть России и Дальний Восток соединила Транссибирская магистраль.

И по сей день она остается самой длинной железной дорогой мира. Вот еще один удивительный факт: инженеры проложили трассу прямо через Байкал. Рельсовый обход к югу от огромного озера был построен значительно позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путешествие из Санкт-Петербурга во Владивосток проходило частично по железной дороге, частично по воде: на западном берегу Байкала поезд загружали на специально для этого построенный паром, а на восточном выгружали.

«Байкал»

Паром-ледокол «Байкал» фото
Паром-ледокол «Байкал»
Wikipedia

Даже внешность этого судна необычна. Обратите внимание на четыре трубы, расставленные прямоугольником, как ножки перевернутого стола. Связана столь необычная компоновка с тем, что дымоходы огибают справа и слева грузовую палубу, на которой стоит паровоз и вагоны. А кроме того, это один из немногих (а может быть, единственный в мире) корабль, сочетающий функции ледокола и железнодорожного парома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получивший название «Байкал», он был сконструирован и построен по заказу русских железнодорожников английской верфью Armstrong Whitworth. Собирали его на верфи близ прибайкальского села Лиственичное и спустили на воду в 1899 году.

Не пережил революции

Проплавал паром-ледокол недолго, менее 20 лет. Когда началась Гражданская война, он поначалу достался красным. Те присоединили его к байкальской военной флотилии, вооружив пушками и пулеметами. Однако затем наступающие белочехи вынудили советские войска отступить сначала от Иркутска, затем от Мысовска, базы байкальского красного флота. «Байкал» был с берега расстрелян белочехами из полевых пушек и сгорел.

Несколько лет спустя его подняли и отбуксировали в порт, а там разрезали на металл. Но есть мнение, что подводная часть уникального парома и сейчас покоится на дне где-то в устье Ангары. Любители дайвинга, поняли намек?