Почему самолеты с тремя турбинами были популярны — и куда они исчезли
![Почему самолеты с тремя турбинами были популярны — и куда они исчезли Почему самолеты с тремя турбинами были популярны — и куда они исчезли](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5c3/5c3d9a9285644ec4dcf36d4c90734a19_ce_1022x681x1x0_cropped_510x340.webp)
Так называют авиалайнеры с тремя реактивными двигателями (англ. tri-jet — «три» и «реактивный двигатель»). Пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжник McDonnell Douglas DC-10. Вскоре подоспел Lockheed L-1011 Tristar и в авиации началась эра трехмоторников.
Все они принадлежали ко второму поколению реактивных авиалайнеров, придя на смену четырехмоторным самолетам первого поколения, таким, как Boeing 707.
«Положено не меньше трех»
![Ту-154 совершил первый полет в 1968 г. Ту-154Б-2](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8d0/8d091b85127108a362598deb0d6b540d_cropped_510x335.webp)
Появление трайджетов связано с международными нормами безопасности, родившимися еще во времена винтовых самолетов. Поршневые моторы той эпохи были ненадежными, и органы, контролирующие безопасность полетов, запрещали двухмоторникам летать на авиалиниях, время полета на которых превышало один час. С появлением реактивных авиалайнеров это правило не исчезло. Работать над Атлантикой, например, двухмоторные лайнеры не могли, тут летали четырехмоторники.
Однако есть общее правило, что чем меньше моторов, тем самолет более эффективен и экономичен. Поэтому, как только моторостроители смогли разработать достаточно мощные турбореактивные двигатели, трехмоторники начали вытеснять четырехмоторных конкурентов. Остались лишь самые крупные из них, такие как Boeing 747 или Ил-86.
Куда они исчезли
![Boeing 727 — один из первых трайджетов. Boeing 727 — один из первых трайджетов фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8b1/8b1853de531dc4ca3197754bf1d4a3f2_cropped_510x340.webp)
В 1980 году директор Федеральной авиационной администрации США Джей Линн Хелмс заявил: «Скорее ад остынет, чем я разрешу двухмоторному самолету лететь через Атлантику». Однако это заявление не стало пророческим. Мы не знаем, остыл ли ад в день 1976 года, когда международный орган ИКАО увеличил разрешенное время полетов двухмоторных самолетов до 90 минут.
Связано это было с повышением надежности моторов. Турбореактивные двигатели в целом более надежны, чем поршневые, а к концу 1970-х прогресс еще повысил их безотказность. В том же году первый двухмоторный широкофюзеляжник Airbus A300 начал летать над большими морскими акваториями — заливами и закрытыми морями. А в 1984 году вышли полностью новые правила, снявшие ограничения по дальности.
Тем временем, и моторостроители не спали и представляли все более мощные моторы. Напомню, что чем меньше моторов, тем самолет более экономичен и эффективен. Двухмоторники начали потихоньку вытеснять трехмоторные машины, так что к текущему времени последние практически исчезли.