3 рельса и сдвоенные провода: в Испании открылся необычный мегатоннель

Система тоннелей Пахарес станет не только одной из самых длинных в мире, но и самой сложной с технической точки зрения.
3 рельса и сдвоенные провода: в Испании открылся необычный мегатоннель
(c) ADIF AV
Пахарес стал одним из самых длинных железнодорожных тоннелей мира: его длина достигает 24,7 км.

29 ноября король Филипп Шестой и несколько испанских министров прокатились на скоростном поезде по тоннелю, официально открыв движение по нему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На следующий день началось курсирование пассажирских и грузовых поездов по нему. Новый подземный рельсовый путь проходит под Кантабрийским горным хребтом, соединяя уединенный регион Астурию с остальными частями Испании.

Трудности под горой

Строился Пахарес необычайно долго – почти 20 лет. Над созданием двух базовых и одного эвакуационного тоннеля трудились пять тоннелепроходческих щитов. За это время строители тринадцать раз встречали такие сложности, что изначальный план приходилось переделывать.

Рельсовый путь в тоннеле Пахарес состоит из 3 рельсов.
Рельсовый путь в тоннеле Пахарес состоят из 3 рельсов.
(c) Rail Gazette International
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенно много проблем доставляли подземные воды: в истории строительства был момент, когда ежесекундно недостроенные тоннели принимали в себя более 2 тонн воды сквозь щели в стенах.

Иберийская колея

Курсировать по Пахаресу будут как высокоскоростные поезда, развивая под землей до 275 км/ч, так и обычные грузовые. Астурия – одна из жемчужин испанской истории (если вы хоть что-то понимаете в классической музыке, то наверняка вспомните Asturias композитора Исаака Альбениса), но транспортные трудности до сих пор отпугивали туристов от этого региона.

Чтобы понять, насколько Астурия оторвана от мира, достаточной сказать, что здесь до сих пор используется старинная иберийская колея с расстоянием между рельсов 1668 мм, в то время как в остальной Европе действует стандарт 1435 мм. В дополнение к сложностям, местные грузовые локомотивы работают на постоянном токе 3 кВ, а за пределами региона – на переменном 25 кВ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы решить эту проблему, конструкторы тоннеля пошли на смелые технологические решения. Пути в тоннеле состоят из 3 рельсов, уложенных на специальные шпалы: два рельса с одной стороны, один с другой. Курсировать между Астурией и Леоном будут высокоскоростные поезда особой конструкции с колесными парами изменяемой колеи.

Железная дорога через перевал Пахарес.
Раньше поезда в Астурию ходили по извилистому маршруту через перевал Пахарес. Путь с большим количеством подъемов и спусков был почти на 40 км более длинным. Теперь, скорее всего, он будет заброшен и разобран.
(c) Mario Román Fernández | Rail Gazette International