Чокнутый тепловоз из СССР: за что сельские жители любили смешной локомотив ТУ2

Не «ту-ту», а именно «ту-два». Что означает «тепловоз узкоколейный, второй тип». Где он применялся, в чем его достоинства и, конечно, какие у него есть недостатки — собрали все самое интересное.
Чокнутый тепловоз из СССР: за что сельские жители любили смешной локомотив ТУ2
(c) MOs810 | Wikipedia
Если пропорции тепловоза кажутся вам странными, знайте, что это не случайно.

Он предназначен для узкоколейных железных дорог. На обычных дорогах расстояние между рельсами равно 1520 мм, а на узкоколейных вдвое меньше, 750 мм. Соответственно, на них используются вагоны и локомотивы меньшего размера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас узкоколейных дорог в России осталось очень мало, а в советские времена их сеть была широко развита. Маленькие поезда работали на заготовках леса и торфа, а также на детских железных дорогах, которых в Союзе было несколько десятков.

Самая разветвленная сеть 750 мм функционировала вокруг города Горького, пронизывая окружающие болотистые и лесные районы. По ней на Горьковскую государственную районную электростанцию (ГоГРЭС, ныне НиГРЭС) доставляли торф. Пассажирские поезда, которые возили эти смешные тепловозы, были единственным транспортом, соединявшим поселки торфоразработчиков с цивилизацией.

Между Горьким и Иваново действовала узкоколейная ветка длиной более 300 км.

ТУ2

Разработку первого в СССР тепловоза для узкоколейных дорог начали в пятидесятых годах на Калужском машиностроительном заводе. Первые два образца, получившие название ТУ1, госкомиссия раскритиковала: их конструкция была очень сырой и несбалансированной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Длина ТУ2 — меньше 11 м, а вес всего 32 т фото
Длина ТУ2 — меньше 11 м, а вес всего 32 т.
(c) MBxd1 | Wikipedia

Заводские конструкторы учли ошибки и переработали конструкцию. ТУ2 успешно прошел испытания и был поставлен на конвейер.

По сравнению с полноразмерными локомотивами, ТУ2 действительно выглядит детским тепловозом, с его дизелем мощностью 195 кВт, массой 32 т и жалкой скоростью 50 км/ч. Однако именно столь щадящие параметры сделали его пригодным к использованию на детских железных дорогах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, историки советских железных дорог склоняются к мысли, что ни до, ни после наши заводы не создавали столь тепловоз, столь удачно сочетавший в себе надежность и качество. Выпускался он крайне недолго – с 1955 по 1959 годы. За это время было сделано почти 300 экземпляров, немало из них дожили до наших дней и продолжают работать, хотя им уже за шестьдесят.

Узкоколейный тепловоз ТУ2 фото
Узкоколейный тепловоз ТУ2
(c) Thalys | Wikipedia

В девяностые и двухтысячные годы многие узкоколейные дороги разобрали. Населенные пункты вдоль них постепенно опустели, а те жители, кто остался, с грустью вспоминают смешной локомотив.