«Русс, гут!» Чем советский самолет К-4 восхищал немецких конструкторов

Он почти поставил мировой рекорд, утер нос конкурентам из Dornier и снял недоверие к отечественной авиатехнике.
«Русс, гут!» Чем советский самолет К-4 восхищал немецких конструкторов
(c) Wikipedia
В 1928 году авиаконструктор Константин Калинин уже два года возглавлял КБ своего имени.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Калинину выпал еще один шанс, когда Российское общество красного креста подрядило УВП создать на базе К-3 три санитарных самолета.

Зачем брать К-3, решил он, мы можем сделать новый самолет. Так и получилось. Хотя новый аппарат по размерам примерно соответствовал «трешке», у него было много важных отличий.

  • Мотораму переделали так, чтобы на нее можно было ставить разные двигатели.
  • Стабилизатор оснастили системой регулировки угла атаки в полете.
  • Планер переработали таким образом, чтобы можно было делать его и из металла, и из дерева, причем на одном и том же самолете отдельные металлические детали можно было заменять на деревянные.
Константин Калинин авиаконструктор
Константин Калинин
(c) Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это очень пригодилось позже, а пока испытания начались с курьеза: при посадке у самолета разъехались стойки шасси и полопались колеса. Проблему исправили, а поскольку других проблем не выявилось, госкомиссия решила: самолету быть.

К-4 набирает силу

В тот же год решение сделать конструкцию универсальной пригодилось как минимум дважды.

Фотограф

Оказалось, что новый самолет УВП отлично подходит для аэрофотосъемки. Вибрации фюзеляжа были небольшими, поэтому фотографии получались четкими. Большой запас топлива в крыльевых баках позволял висеть в небе до 7 часов, покрывая сразу большую площадь. Общество «Добролет» (будущий «Аэрофлот») заказало сначала пару аэрофотосъемочных К-4, а потом начало заказывать их серийно, формируя из них целые отряды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К-4 самолет
В общественном достоянии

Санитар

Летом того же двадцать восьмого Калинину поручили также сделать санитарный самолет, чтобы показать его на III Международной авиационной выставке в Берлине. Причем задание оговаривало, что на самолет нужно поставить отечественный двигатель М-6 – вот где особенно пригодилась универсальная моторама. Немецкие специалисты с интересом смотрели на советский самолет, а жюри даже присудило ему золотую медаль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К-4 на выставке в Берлине фото
К-4 на выставке в Берлине
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот возможность комбинировать разные материалы при постройке самолета в жизни реализовать не удалось, хотя потребность такая однажды возникла. Летчики, летавшие на К-4 в Средней Азии, жаловались, что фанерные детали от жары быстро трескаются и лопаются. Самолеты приходилось прятать в ангарах, хотя цельнометаллические Junkers Ju-13 стояли на солнцепеке – и ни трещинки. Почему-то налаживать производство вариантов из дюралюминия не стали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К-4 против Dornier

Летом все того же 1928 года конструкторам выпала возможность сравнить свой самолет с новейшим немецким аналогом Dornier Komet, присланным в СССР в рекламных целях. Источники утверждают, что летные качества у советской машины оказались лучше.

Dornier Komet III image
Dornier Komet III
(c) Unbekannt | Bildarchiv

А вот попытка поставить мировой рекорд дальности провалилась. Расчеты показывали, что на базе К-4 можно создать сверхдальний вариант, который при взлетной массе 4000 кг нес бы больше 2 тонн топлива! Однако денег на его создание не выделили. Тогда в КБ доработали серийный самолет и отправили его по маршруту Харьков-Владивосток. Подвел мотор и сложная погода: встретившись с уймой трудностей, экипаж долетел лишь до Иркутска, после чего решил вернуться назад. Тем не менее, самолет пролетел 10400 км, преодолевая облачность и сильный ветер, и кроме мотора серьезных поломок на маршруте не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недостатки у К-4 тоже были, и трудноустранимые. Что же вы не предусмотрели двойное управление, говорили летчики его создателям. Доступ к мотору получился затрудненным, обзор из кабины неидеальный, да и пассажирский салон не отличался удобством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Третий экземпляр фото
Третий экземпляр
В общественном достоянии

Как бы то ни было, за несколько лет было изготовлено 39 машин этой модели в разных версиях. Удивлены, что так мало? Что же, это была лишь заря отечественной авиации. Технологии развивались стремительно и К-4 быстро уступили место более совершенным машинам.

Служили уже выпущенные экземпляры довольно долго. Последние из них долетали до Великой Отечественной войны, но не пережили ее. Ни одна единица не дожила до наших дней.