Опасные игры. Зачем на железных дорогах нужны локомотивы-толкачи

Обратите внимание, что у локомотива на этом фото на стеклах кабины шторки — значит, он едет не вперед, а назад. Такой способ вождения поездов очень опасен и требует от машинистов виртуозного мастерства.
Опасные игры. Зачем на железных дорогах нужны локомотивы-толкачи
(c) Kabelleger / David Gubler, Wikipedia
Речь не идет о маневровых тепловозах на станции, которые собирают и разбирают составы по вагонам.

Катаясь по путям на станции взад-вперед, они оказываются то спереди от вагонов, то сзади, но толкачами их за это не называют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от маленьких маневровых тепловозов, толкачи – это обычные магистральные электровозы и тепловозы, те самые, что таскают за собой пассажирские и грузовые поезда.

На этом видео грузовой поезд в Приморском крае тянут четыре локомотива и подталкивают еще два.

Нажми и смотри

Подтолкнуть и подстраховать

Чаще всего подталкивающий локомотив цепляют к поезду перед трудным участком пути вверх по склону горы в помочь тянущему. Сзади подпор лучше, и задний локомотив оказывает хорошую поддержку передним собратьям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая его задача – подстраховать поезд от случайного расцепления. Если на уклоне часть вагонов отцепятся, то задний локомотив не даст им скатиться вниз, навстречу следующему составу.

В качестве подталкивающего локомотива используется электромотриса.
Пример из Швейцарии. В качестве подталкивающего локомотива используется электромотриса: на подъеме она упирается в хвостовую сцепку и помогает поезду въехать по уклону, а потом отстает и задним ходом возвращается на станцию.
(c) Kabelleger / David Gubler, www.bahnbilder.ch

Наиболее активно они применялись до середины 20 века, в паровозную эпоху. В те годы тяговые способности локомотивов были значительно меньше, чем сейчас. Кроме того, тогда сцепки вагонов были менее надежными – удобная безотказная автосцепка была изобретена позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наибольшей популярностью паровозы-толкачи пользовались на западе США, где Америку с севера на юг пересекает горный хребет. В Штатах даже есть город с названием Хелпер (helper – «помощник»), названный так в честь толкающих паровозов – город этот располагается рядом с историческим перевалом Солдатская Вершина, через который поезда всегда втаскивали таким образом.

Начало 20 века: грузовой поезд втаскивают на перевал Солдатская Вершина пять паровозов
Начало 20 века: грузовой поезд втаскивают на перевал Солдатская Вершина четыре тянущих и один толкающий паровоз.
(c) Souvenir Novelty Company
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подтолкнуть, не прицепляя

Интересно, что зачастую задний локомотив даже не сцепляют с вагонами. Перед подъемом он подъезжает сзади и упирается своим сцепным устройством в сцепку заднего вагона и начинает толкать. На вершине горного перевала он остановится: поезд поедет дальше, а локомотив-помощник вернется налегке на исходную станцию, ждать следующего поезда, которому надо помочь.

Подталкивающий тепловоз в США
В ряде стран подталкивать поезд без зацепления запретили, начиная со второй половины 20 века. В России это по-прежнему допускается правилами эксплуатации.
(c) jpmueller99, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа для виртуозов

Водить поезда таким манером трудно и даже опасно. Давя на вагоны сзади, локомотив как бы сжимает состав и в результате тот может сложиться гармошкой.

Поэтому бригада заднего локомотива должна действовать очень слаженно с бригадой в голове поезда. На заре железнодорожной эры была разработана сложная система свистков и гудков, чтобы две группы машинистов, разделенные расстоянием в несколько сотен метров, могли координировать свои действия. И не приведи случай ослышаться и неправильно определить сигнал, нередко это приводило к серьезной аварии.

Второй прием для решения проблемы сжатия поезда – прицепить в хвост состава несколько тяжело нагруженных вагонов. За счет своей массы они более устойчиво держатся на рельсах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
поезд вверх по склону ведут два паровоза: спереди Black Five, сзади более мощный Lickey Banker по прозвищу «Большая Берта».
1949 год, в Великобритании поезд вверх по склону ведут два паровоза: спереди Black Five, сзади более мощный Lickey Banker по прозвищу «Большая Берта» — второй был построен специально для помощи поездам на подъеме Лики в Уорчестершире.
(c) Ben Brooksbank, Wikipedia

В наши дни проблема вождения поездов с задними локомотивами не стоит так остро. Примерно в середине прошлого века железнодорожные инженеры разработали так называемую «систему многих единиц», которая позволяет одной бригаде в кабине первого локомотива управлять всеми тепловозами или электровозами поезда, передавая команды по электрическому кабелю.

Да и локомотивы наших дней отличаются большей мощностью и могут обходиться без помощи сзади. Со временем железнодорожные компании всего мира стали реже практиковать подталкивание поездов, хотя и в наши дни их можно встретить в гористых районах.