Одна «тушка» и 14 мировых рекордов: как в Советском Союзе создавали самолет на жидком водороде

Когда звезда СССР уже клонилась к закату, в нашей стране в небо поднялся самолет, ранее невиданный в мировой авиации.
Одна «тушка» и 14 мировых рекордов: как в Советском Союзе создавали самолет на жидком водороде
(c) Anna Zvereva — Wikipedia
Содержание статьи
Ту-155 вошел в историю как первый в мире самолет на криогенном топливе.

Уникальные машины такого типа, созданные для отработки новых решений, принято называть летающими лабораториями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект «Опыт»: начало

Мировой нефтяной кризис, случившийся в 1970-х, больно ударил не только по мировой экономике, но и по народному хозяйству СССР. Тогда во всех технологически развитых странах начались поиски способов отказаться от ископаемого топлива.

В СССР одним из инициаторов стал Алексей Туполев, глава КБ им. А. Н. Туполева, предложивший попробовать создать самолет, который мог бы летать на сжиженном водороде. Главным конструктором проекта, получившего название ММЗ «Опыт», был назначен Владимир Андреев.

Как работал Ту-155

В качестве базы для будущей летающей лаборатории выбрали надежный и проверенный Ту-154, часто служивший базой для инженерных экспериментов. Правый штатный турбореактивный двигатель НК-8-2 заменили на экспериментальный водородный НК-88, созданный специально для водородного самолета советскими моторостроителями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Снаружи экспериментальный Ту-155 можно было отличить от стандартного Ту-154 разве что по выступам дренажных отверстий на хвостовом оперении. Но внутри отличия были значительными.
Снаружи экспериментальный Ту-155 можно было отличить от стандартного Ту-154 разве что по выступам дренажных отверстий на хвостовом оперении. Но внутри отличия были значительными.
(c) Lada-2108 - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Питался НК-88 от криогенного топливного бака, размещенного в задней части фюзеляжа – уместить его в крыло не получилось. Бак, в котором находился сжиженный водород, остуженный до –253°С, укрывал толстый слой изоляции. Фюзеляж в полете был заполнен азотом для безопасности. Гелевая система служила для управления силовой установкой. Все экспериментальное оборудование опутывала сеть датчиков на случай утечки водорода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Питался турбореактивный двигатель НК-88 от криогенного топливного бака, размещенного в задней части фюзеляжа.
Питался НК-88 от криогенного топливного бака, размещенного в задней части фюзеляжа.
(c) Авиа Новости

Что получилось в итоге

Впервые Ту-155 поднялся в воздух в 1988 году. После первых пяти полетов от водорода решили отказаться, переделав силовую установку под сжиженный метан – его можно было хранить при несколько более высокой температуре –162°C.

Экспериментальный самолет поставил целых 14 мировых рекордов. Его с гордостью показывали на международных конгрессах и авиашоу, КБ Туполева разработало ряд других самолетов с криогенными двигателями. А потом... ничего. «Википедия» сухо сообщает, что проект «Опыт» был прекращен. К сожалению, я не смог узнать, что стало причиной.