Антимаскировка: в какие цвета красили фирменные поезда в СССР

Кто жил в Союзе, помнит, что все пассажирские поезда красили в защитно-зеленый цвет. Эту скукотейную картину нет-нет да разрывал яркий фирменный поезд.
Антимаскировка: в какие цвета красили фирменные поезда в СССР
fdecomite, Wikipedia
Содержание статьи

Правда, было таких поездов всего около десятка – при том, что счет железнодорожных маршрутов в СССР шел на сотни. Собирая этот материал, я испытал острый приступ ностальгии. Хотите испытать то же чувство? Читайте и смотрите дальше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы никого не обижать, я расставил поезда по названиям в алфавитном порядке.

«Байкал»

Поезд Байкал
William Heusmann, Wikipedia

Поезд Иркутск-Москва получил фирменный статус в 1964 году, а с ним особое оформление. Вагоны окрашивали в сочетание белого и синего цветов – намек на воды озера Байкал и барашки на волнах. Внутри были занавески и тарелки с уникальным рисунком. Как ни жаль, в 2009 году «Байкал» получил стандартную серо-красную расцветку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вятка»

Фирменный поезд Москва-Киров, названный так в честь реки «Вятка», интересен вдвойне. По-видимому, это единственный состав в СССР, который появился благодаря усилиям местных энтузиастов. Решение о его создании принял местный обком КПСС. Льняные занавески, белье и полотенца для пассажиров шили на кировских швейных фабриках «Заря» и «8 марта». Предприятия региона обменивали местные пиломатериалы на недостающие вещи, необходимые для оформления салона.

Поезд «Вятка», конец 1990-х фото
Поезд «Вятка», конец 1990-х.
NKM, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый пассажир получал неслыханно богатый набор дорожных вещей: зубную щетку и пасту, иголку с ниткой, сапожную щетку и крем.

В советские годы вагоны были зелеными, но в 1997 году состоялся народный конкурс и поезд получил желто-красно-синюю расцветку.

«Красная стрела»

Первый фирменный поезд в СССР начал ходить по маршруту Москва-Ленинград в 1931 г. Его вагоны были... синими, не удивляйтесь. Причина в том, что именно в синий цвет красили элитные курьерские поезда в дореволюционные времена. Лишь в 1962-м поезд получил современную темно-красную окраску.

Пезд «Красная стрела» — один из немногих, сохранивших уникальное оформление РЖД
Пезд «Красная стрела» — один из немногих, сохранивших уникальное оформление.
Glucke, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начиная с «Красной стрелы», в Советском Союзе возродили разделение всего поезда на несколько классов.

«Кубань»

Начиная с 1970-х годов, поезда маршрута Москва-Новороссийск носили собственное имя «Кубань». В свое время они первыми получили комфортабельные венгерские вагоны.

Поезд «Кубань»
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наружное оформление поезда менялось дважды. Сначала вагоны были синими с красной полосой поверх окон. Затем их перекрасили в серый по мотивам Кавказских гор, с синей полосой между окон, символизирующей море. Желтая полоса внизу напоминала, что Кубань является «всесоюзной житницей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Россия»

Это самый длинный беспересадочный маршрут мира, его длина превышает 9 000 км. Еще и один из самых старых – впервые поезд проехал по маршруту Москва-Владивосток еще в 1914 году.

Поезд Москва-Владивосток, 1982 г. «Россия»
Поезд Москва-Владивосток, 1982 г.
Smiley.toerist, Wikipedia

Правда, статус фирменного и темно-красную окраску с большими металлическими буквами «Россия» он получил лишь в 1966-м. Цвета он менял прямо-таки как хамелеон: в разные периоды он был малиновым, красным, зеленым, а в 2000-м его перекрасили в российский триколор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Томич»

Поезд «Томич» в 2009-м
«Томич» в 2009-м, незадолго до потери уникальной расцветки.
AlexD, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорый поезд Москва-Томск в советские годы удивлял коричневыми вагонами с желтой полосой между окнами. Позже их перекрасили в стандартный зеленый, но между окнами была отличительная голубая полоса с желтой подоконной линией. В 2009-м, когда РЖД приняли стандартный брендбук, «Томич» стал обычным, ничем не примечательным поездом №37/38.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ульяновск»

Поезд «Ульяновск» в 2008 г.
«Ульяновск» в 2008 г.
Artem Svetlov, Wikipedia

Маршрут из столицы в Ульяновск стал фирменным уже в 1990-е годы, а в советское время это был обычный поезд №75/76. С повышением статуса вагоны стали сине-белыми в тему волжских просторов, и таким он был до 2009 года.

«Урал»

Элитный статус поезд Москва-Екатеринбург получил в 1964-м. Вагоны покрасили в темно-красный цвет, над окнами шла желтая полоса с названием. Другой уникальной фишкой были розовые (розовые!) занавески с нарисованными на них гроздьями рябины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фирменный поезд «Урал» в 2006 г. фото
Фирменный поезд «Урал» в 2006 г.
Artem Svetlov, Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уникальный дизайн поезд потерял в том же году, что и остальные фирменные поезда. Хорошо хоть, что руководство РЖД сохранило ему название – удача, которой не удостоились многие другие поезда.

«Южный Урал»

Бригада поезда «Москва-Челябинск» долгие годы удерживала первенство в конкурсе проводников, проводимом советскими железными дорогами. Вагоны его окрашивались примерно так же, как вагоны «Урала», отличалось лишь название над окнами. В «Южном Урале» впервые в СССР начали продавать в вагонах газеты и журналы.

Кстати, а почему зеленые?

Об этом Techinsider рассказывал здесь. Тут же мы объясняли, почему даже на красных локомотивах спереди есть оранжевая полоса.

А еще интереснее то, почему колеса паровозов в СССР были красными.

Напоследок можно зачитаться рассказом о том, что означает цвет вагонов в разных странах.