Опасны ли птицы для поездов: все не так, как мы думали

О том, что столкновения с птицами – это серьезная проблема для авиакомпаний, хорошо известно. Оказывается, у железнодорожников отношения с пернатыми тоже не складываются, хотя и по другим причинам.
Опасны ли птицы для поездов: все не так, как мы думали
natureismetal, Reddit
Содержание статьи

Некоторое время назад железнодорожный дзен-канал «Под стук» выпустил статью, посвященную опасностям, создаваемым птицами для поездов. Она вызвала живую реакцию и активное обсуждение между подписчиками канала, среди которых, кстати, немало действующих машинистов. Эти комментарии подтверждают, что проблема действительно есть, и серьезная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кровь и перья

Проблема состоит из двух половин. С одной стороны, птицы нередко сталкиваются с поездами – пожалуй, даже чаще, чем с самолетами, потому что самолет входит в зону полетов птиц только при взлете и посадке, а поезд движется около земли от начала и до конца маршрута. Скорость его достаточно велика, чтобы сила удара была ощутимой – особенно, если речь идет о высокоскоростном поезде.

Поезд Сапсан
everypixel.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Объявляют по громкой связи, что... приближается скоростной поезд из Санкт-Петербурга...Я, как положено, отошел от края платформы и встал у ограждения, – рассказывает о своем опыте Yura Klimakhin. – Поезд приближается на большой скорости и вдруг из-под него что-то вылетает и бьет меня в левую часть головы. Я падаю, потеряв на некоторое время сознание. Открываю глаза, лежу весь в крови и надо мной склонились люди. "Ты как, парень?" Я поднимаюсь, вроде живой, но кровь залила все лицо и одежду. Оказывается, в меня на большой скорости влепился голубь, откинутый локомотивом во время взлета с рельсов и кровь была голубиная. Синяк потом был в пол лица».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На беду крылатых, поезд движется довольно тихо, в отличие от ревущего самолета, а гудеть ради птиц машинист, конечно, не будет. Вот и пытаются голуби, сойки и галки перелететь через пути перед носом несущегося колосса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Cапсан поезд
РЖД

Луч смерти

Отдельную опасность представляют прожекторы локомотивов. Яркий свет слепит и в то же время привлекает ночных птиц, среди которых есть и довольно крупные – совы и филины. Рассказы машинистов о столкновениях с ними наполнены трагичностью.

Прожектор этого локомотива был разбит при столкновении с птицей.
Прожектор этого локомотива был разбит при столкновении с вороной.
Андрей Ш., соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне однажды филин или сова прямо в прожектор спикировал! – написал подписчик issberg. – Разбил и бился там какое-то время. Вся кабина в пуху! Без прожектора все равно как-то неуютно ехать, (и) когда он затих, помощник достал его и сменил лампу».

«Когда он затих, помощник достал его и сменил лампу».
issberg Подписчик блога «Под стук»

Гнезда на проводах

В своей второй части проблема связана со стремлением птиц вить гнезда на возвышенностях, подчас выбирая столбы и другие конструкции, на которых подвешены контактные провода. В результате происходит короткое замыкание, обрывается несущий трос, на котором подвешен провод, питающий поезда, и движение на участке пути останавливается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Птицы часто пытаются строить гнезда в ригелях жестких поперечин
Птицы часто пытаются строить гнезда в ригелях жестких поперечин, на которых подвешивают контактный провод поезда.
Контактные сети Сибири

«Когда я работал в ЭЧ (электротехнической части), то был приказ начальника дороги – снимать с опор вороньи гнезда, чтобы не было коротыша», пишет в комментарии пользователь Погонщик Ворон.

Решение: «коротнуть» птичку

На вторую проблему железнодорожные инженеры нашли пусть и не идеальное, но работающее решение. На станциях питающий поезд провод подвешивают внутри ферм, получивших название ригели жестких поперечин. Чтобы внутри ригеля птицы не вили гнезда, в нем протягивают провод под небольшим напряжением, получивший название репеллентного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напряжение в нем невелико. На железных дорогах с питанием постоянным током репеллентный провод запитывают от осветительной сети. На дорогах с переменным током ему вообще не требуется питание.место этого, над контактным проводом подвешивается антенна — тонкий провод длиной около 200 метров. Ток в высоковольтном проводе создает электромагнитное поле, которое наводит индукционный ток в антенне и соединенных с ней репеллентных проводах.

Предполагается, что репеллентный провод будет мешать птице, когда она строит гнездо, и она попробует клювом его убрать. При этом ее ударит небольшим напряжением, и желание строить здесь гнездо пропадет.

Поезд и птицы
Шедеврум

Мир ждет лучшего решения

Многие комментарии под исходной историей сводились к тому, что не птицы мешают поездам, а поезда птицам. Тем более, что птица — тварь неразумная, в отличие от человека — значит, решение предстоит придумывать именно нам. Так что если у вас все в порядке с изобретательскими способностями, можете попробовать себя в решении этой насущной, сложной и благородной задачи.