Зачем нужны шары на ЛЭП: неочевидная причина и простое объяснение

В последние годы российские энергетики все чаще вешают такие шары на высоковольтные линии электропередач. У любознательного человека они неизбежно вызовут любопытство и желание понять, в чем их функция – тем более, что версий может быть несколько.
Зачем нужны шары на ЛЭП: неочевидная причина и простое объяснение
СвязьКомплект
Если вы знакомы с волновой физикой, то могли бы предположить, что это демпферы, которые не дают проводам раскачиваться и гасят генерацию колебаний.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, это могут быть просто предупредительные знаки для летчиков: «Будьте осторожны, здесь висят провода».

Смущает то, что такие шары есть далеко не на всех проводах: на одних ЛЭП их устанавливают, на других нет.

Верна третья версия

Правильно они называются «заградительные авиационные шары-маркеры для маркировки высоковольтных проводов». Для российских энергетиков их поставляет предприятие «Астон-Электротехника» и несколько других компаний.

По нормативам, полагается чередовать белые и красные шары-маркеры
По нормативам, полагается чередовать белые и красные шары.
Svetofor-zom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Устанавливают их не только провода, но и на тросовые растяжки мачт ЛЭП в той местности, где высок риск, что самолет или вертолет зацепит провода:

  • вблизи от аэропортов,
  • на проводах, протянутых через ущелье и над водой.

Шары бывают трех цветов: белые, красные и оранжевые. По нормативам, полагается чередовать белый цвет с красным или с оранжевым.

Как устроен шар-маркер

Шар делается из прочного стеклопластика с защитным покрытием от ультрафиолета. К нему в комплект идут фиксаторы на провод, чтобы шар не съехал в нижнюю точку под действием силы тяжести. Кроме этого, в нем есть отверстия для слива конденсата и специальные спиральные протекторы, защищающие пластик и провода от трения.