Тормозной парашют и шаровая молния и еще 3 нескучных факта о самолете Ту-134

Этой машине было уготовано стать главной рабочей лошадкой советского «Аэрофлота». И, как положено рабочим лошадкам, со временем он стал навевать скуку. Все оттого, что люди забыли, насколько удивительным было его происхождение и история создания.
Тормозной парашют и шаровая молния и еще 3 нескучных факта о самолете Ту-134
YouTube
Содержание статьи
134-й был разработан на базе более раннего авиалайнера Ту-124, а тот, в свою очередь, на базе бомбардировщика Ту-16.

Военное происхождение отразилось на некоторых необычных особенностях будущего самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Факт №1: тормозной парашют

Первые серии Ту-134 оснащались тормозным парашютом, как сверхзвуковые перехватчики и бомбардировщики. Парашют на гражданской машине понадобился, чтобы компенсировать отсутствие реверса у двигателей. Позднее мотористы все же разработали двигатель с реверсом, и парашют убрали.

Факт №2: «к бомбометанию готов!»

Затем, у Ту-134 есть дополнительный штурманский фонарь в носу – тоже наследие военной авиации. Штурманам бомбардировщиков такая посадка позволяет точно прицелиться для бомбометания, а в гражданской авиации это не нужно и даже неудобно. Поэтому позже штурмана все же пересадили в основную кабину к пилотам, а в носу разместилось радиолокационное оборудование.

Вид из кабины штурмана Ту-134 фото
Вид из кабины штурмана Ту-134.
Небо-Облака | YouTube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Факт №3: учебка для военных пилотов

Не секрет, что именно Ту-134 использовали для первоначального обучения будущих пилотов сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160 – созданную для этого спецверсию авиалайнера можно увидеть здесь.

Факт №4: «Тушка» и «Каравелла»

Есть легенда, связанная с созданием советского самолета. В 1960-м году глава СССР Никита Хрущев летал на Ту-104 во Францию. Там его прокатили на SE 210 Caravelle, одном из первых авиалайнеров с двигателями, расположенными в хвосте. Хрущева поразило, насколько этот самолет более тихий, чем наш Ту-104 (у того двигатели были в центре фюзеляжа), и он поручил туполевцам разработать аналогичный самолет.

Sud Aviation Caravelle image
Sud Aviation Caravelle
SP's Aviation

Факт №5: шаровая молния

Очевидцы испытаний нового самолета рассказывали, как однажды в кабину «тушки» попала шаровая молния, пролетела в салон и там пропала. Версия массового гипноза не катит, потому что некоторые металлические части оплавились – четкое доказательство, что молния действительно была.