На вид ничего особенного, но пилоты в восторге: почему вы не слышали об авиалайнере-малыше Бе-30

Кто знаком с советскими самолетами, удивится уже тому, что существовал пассажирский самолет с обозначением «Бе», ведь авиаконструктор Георгий Бериев и его команда специализировались на создании летающих лодок. Когда гидропланы стали не нужны, выяснилось, что бериевцы способны делать отличные самолеты наземного базирования.
Рома Назаров
Рома Назаров
На вид ничего особенного, но пилоты в восторге: почему вы не слышали об авиалайнере-малыше Бе-30
Источник: Airwar.ru
Содержание

Начало 1960-х для советских авиазаводов и КБ было сложным временем. В эйфории по поводу ранних успехов ракетной техники военное начальство резко урезало финансирование разработок самолетов. Что уж говорить о летающих лодках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вынужденные искать себе новое применение, в КБ Бериева решили попробовать разработать замену для морально устаревшего Ан-2 на линиях протяженностью 150-200 км.

Ан-2 самолет
Бе-30 должен был заменить Ан-2.
Papas Dos - Wikipedia

Скидок на неопытность делать не стали. Конструкторы задались целью создать самолет, который был бы способен взлетать даже с самых плохих аэродромов, быть дешевым и надежным и при этом обеспечивать комфорт на уровне «настоящих» авиалайнеров, таких как Ту-134. Согласитесь, качества взаимно противоречивые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все интересное скрыто от наблюдателя

На вид Бе-30 довольно серая машина. Очень стандартная схема оперения и крыла, две гондолы с турбовинтовыми двигателями, обычная «аэрофлотовская» окраска. Очень похож на L-410 Turbolet той же эпохи, который СССР закупал в Чехословакии в больших количествах. Я не зря упомянул зарубежную машину – ее судьба тесно связана с бериевской.

Самолет Бе-30
Airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все интересное внутри. Например, в конструкцию Бе-30 хотели включить трансмиссию, которая связывала бы оба пропеллера. В случае отказа одного из двигателей это обеспечивало безопасную посадку. Кроме того, с такой системой длина разбега сокращалась на 150-200 м – при том, что и без нее самолету хватало 500-650 м разбитой дождями грунтовой полосы.

Другим новшеством стала система реверса тяги, впервые в СССР примененная на самолете с пропеллером. Летчики-испытатели были в восторге от управляемости при посадке на лед и мокрые полосы. Аэродромных техников впечатляло, как Бе-30 лихо рулил задним ходом.

Бе-30 самолет
Barrie Aircraft Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолет получил лучшую в СССР управляющую электронику.

Самое удивительное то, как конструкторы умудрились добиться сочетания отличных летных качеств, неприхотливости и надежности, высокой экономичности. В 1969 году Бе-30 показывали в Ле-Бурже, где иностранных специалистов потрясло «весовое совершенство» машины. За последнее, кстати, ее создатели получили достойную премию.

Свидетели вспоминали, что когда Бе-30 впервые перегоняли в Москву из Таганрога, летчиков просили снижаться над каждым аэродромом по пути, чтобы его могли разглядеть с земли – так высок был интерес к новинке. Над аэропортом Донецка самолет прошел на бреющем полете, сорвав аплодисменты.

Бе, Ан, Turbolet: кто лучше

У Бе-30 было два основных конкурента: советский Ан-28 и чехословацкий L-410 Turbolet. Бериевский авиалайнер сравнивали с обоими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
самолет Ан-28
Ан-28
Dmitry A. Mottl - Wikipedia

Ан проиграл ему по множеству параметров. Бериевский самолет был более вместительным и быстрым, мог летать при более сильном ветре, не боялся обледенения, обладал реверсом. А возить пассажиров и грузы на нем стоило на 40% дешевле.

airplane L-410 Turbolet
L-410 Turbolet
Aleksandr Medvedev - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сравнительных испытаниях с L-410 самолеты во многом оказались на равных. Проводивший испытания летчик-испытатель А. А. Лебедев сказал, что чехословацкая машина хороша, но бериевская все-таки лучше.

Лучший, но не победивший

Судьба Бе-30 сложилась неудачнее всех. Историки считают, что винована политика – чтобы «купить» лояльность ЧССР, правительство решило закупать машины партнеров по соцлагерю в рамках договора об экономической взаимопомощи (СЭВ), хотя по результатам сравнительных испытаний специалисты дружно рекомендовали Бе-30.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ан-28 посчастливилось: лицензию на его производство передали в Польшу на завод PZL, где он выпускался, в том числе, для поставок в Советский Союз.

самолет Бе-30
Leonid Faerberg - www.airliners.net
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проекту Бе-30 и его улучшенной версии Бе-32 после выпуска опытной партии финансирование отключили. Хотя создатели машины боролись до конца за его спасение, разработав множество вариантов – увеличенной грузоподъемности, гидроплан, многоцелевой самолет для военных и много других – он так и не попал в серию. Единственный сохранившийся экземпляр, заводской №5, сейчас находится в Центральном музее ВВС в Мулино. Я уверен, если вы окажетесь там, то уже не сможете равнодушно пройти мимо этого непримечательного на вид самолета.