Что будет с самолетом, если он потеряет хвост: вы всегда хотели это знать, но спросить было не у кого

​​​​​​​В истории есть несколько случаев, когда самолет терял вертикальный киль. Лишь в одном это закончилось благополучно.
Что будет с самолетом, если он потеряет хвост: вы всегда хотели это знать, но спросить было не у кого
US Air Force
Мнения пилотов по возможному исходу такого ЧП сильно отличаются.

Одни считают, что без киля сохранить управляемость практически нереально, другие – что в принципе это возможно. Все сходятся в одном: это чертовски, дьявольски сложная задача для пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, в мире существуют самолеты-бесхвостки типа летающее крыло, но они изначально создаются таким образом, чтобы сохранять устойчивость без хвоста. Они используют иной механизм обеспечения продольной устойчивости, которого классические самолеты не имеют.

Единственный случай закончился благополучно

В 1964 году американский дальний бомбардировщик B-52 Stratofortress потерял в полете около 90% площади киля. Пилоты сумели грамотно воспользоваться особенностью конструкции этого самолета – они выпустили заднюю стойку фюзеляжа. Шасси сыграло роль стабилизирующего элемента, компенсировав нехватку устойчивости из-за потерянного киля.

В истории авиации есть как минимум три других случая, все закончившиеся крушением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1985 году Boeing 747 рейса 123 «Японских авиалиний» потерял чуть более половины киля. Несколько лет назад этот лайнер неудачно зацепил бетон хвостовой частью фюзеляжа при взлете, и усталость конструкции в конце концов дала о себе знать.

В 2001-м Airbus A300 рейса 587 «Американских авиалиний» попал в турбулентность на взлете, созданную впереди летящим самолетом. Пилот слишком резко работал штурвалом, киль не выдержал и отвалился. Нагрузки были так велики, что у самолета даже отлетели двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
оторванный киль Airbus A300 рейс 587
NTSB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Годом позже российский Ту-154 рейса 2937 над Германией столкнулся с грузовым Boeing 757, так что тот потерял часть киля. И опять все закончилось трагически.

Для чего нужен киль

Его задача не только в том, чтобы поворачивать самолет вправо-влево по курсу, но и в том, чтобы препятствовать так называемому «голландскому шагу» – явлению, когда самолет начинает неконтролируемо раскачиваться вправо-влево и рыскать по курсу со все увеличивающейся амплитудой (см. анимацию ниже). А киль гасит эти колебания.

голландский шаг
Picascho - Wikipedia