Безопасно ли заправлять самолет топливом, когда на борту есть пассажиры
Поскольку заправка самолета теоретически может пойти не так и закончиться разливом топлива с последующим его возгоранием, должны быть предусмотрены все меры по обеспечению безопасности пассажиров как снаружи, так и внутри самолета.
Обязательно всех предупреждают о том, что будет проводиться заправка. Процесс контролируют наземные службы, члены экипажа, а рядом с самолетом дежурит пожарный расчет в полной готовности.
Минимум две двери самолета с противоположной от топливозаправщика стороны открываются, и к ним подгоняются трапы. Другие двери переводятся в положение «Armed», чтобы в случае необходимости эвакуировать пассажиров по надувным трапам. Разумеется, все пути эвакуации должны быть свободны от оборудования и ручной клади.
Бортпроводники во время заправки находятся у аварийных дверей, а обслуживание пассажиров допускается только индивидуальное. Пользоваться электроприборами запрещено, поэтому «выпить кофе на заправке» не получится, равно как и выйти из самолета.
Что будет при разливе топлива
Если в салоне появился запах керосина, значит, что-то могло пойти не так. Бортпроводники немедленно докладывают об этом командиру. В случае наличия опасности заправка тут же прекращается, а пассажиры либо эвакуируются из самолета, либо происходит так называемое контролируемое покидание воздушного судна. В обоих случаях могут использоваться не все выходы, а только те, которые укажет командир.
Чем отличается контролируемое покидание от эвакуации? Для эвакуации заданы жесткие временные рамки, предусмотрены четкие команды. Контролируемое покидание же проводят, когда нет серьезной угрозы, поэтому не нужно сильно торопиться и стараться уложиться в 90 секунд. Также следует взять с собой ручную кладь, если выходить из самолета предстоит по подъездным трапам, и оставить ее на борту при использовании надувных. А вот прыгать на надувной трап как при эвакуации не нужно – достаточно съехать по нему, как с обычной горки.